Яндекс.Метрика
  • Татьяна Протасенко

Голоса на продажу

В рамках официально стартовавшей предвыборной кампании социологи проводят исследования о том, кто обычно ходит голосовать и какими мотивами руководствуется.

социолог:

В рамках официально стартовавшей предвыборной кампании социологи проводят исследования о том, кто обычно ходит голосовать и какими мотивами руководствуется.

Недавно мои коллеги из Фонда политической культуры представили исследование на тему, кто, когда и почему голосует за деньги. И хотя данные приводились по Ленобласти, многие из них характерны и для петербургского электората.

Респондентами стали 300 человек, которые хотя бы единожды получали деньги за свой голос на выборах. Проводились и групповые обсуждения среди избирателей, поделившихся опытом участия в голосовании. Процент «купленных» обычно невелик, но информация об этой группе может быть полезной организаторам выборов всех уровней.

Исследования показали, что чаще люди продают голоса на выборах нижнего уровня, то есть муниципального. Чем выше уровень выборов, тем труднее купить голоса избирателей. Если говорить о том, кто эти люди, ответ будет ожидаемым: голоса чаще всего продают пожилые избирательницы, представляющие самую активную часть электората. Мужчин, голосующих за деньги, больше среди молодежи. В этой среде существуют платные агитаторы, которые на постоянной основе работают с заранее «прикормленными» группами людей, часто связанных между собой родственными или дружескими узами. Это своего рода сетевой бизнес «на доверии», который множит своих участников по тому же принципу внутренних связей. Не случайно туда вовлекаются граждане, имеющие широкую сеть социальных контактов, – врачи, учителя, воспитатели детсадов. Существуют и группы пенсионеров, которые оправдывают себя тем, что государство их плохо обеспечивает и они вынуждены идти на сделку с совестью. Молодежь часто торгует голосами скорее в знак протеста: мол, мы никому не верим, но если заплатят – почему не проголосовать. Немногочисленная группа маргиналов – бомжей и алкоголиков не затрудняет себя поиском мотиваций: получил деньги – прогулял.

Сумма, способная побудить человека голосовать за определенного кандидата, варьируется: 30 % оценивают услугу от 500 до 1 тыс. рублей, 50 % – от 1 до 2 тыс., а 10 % хотят не менее 3 тыс. Всегда голосуют по указке только 73 % «купленных», 25 % порой нарушают договор, а 3 % принципиально голосуют «не за того».