Яндекс.Метрика
  • Валерий Островский

О нашей особой «ментальности»

Сколько себя помню – проблема «особой петербургской ментальности» не перестает обсуждаться в нашем городе. Казалось бы, чего в ней особо притягательного?

политолог:

Сколько себя помню – проблема «особой петербургской ментальности» не перестает обсуждаться в нашем городе. Казалось бы, чего в ней особо притягательного?

Понятие «ментальность» было введено в оборот специалистами молодой в 20‑е годы прошлого столетия французской исторической школы «Анналов» во главе с Марком Блоком. Они предпочли не давать развернутого определения своему нововведению. Из Франции «ментальность» перебралась в Западную Европу, а в годы перестройки дотянулась и до нас. Но если отцы-основатели «Анналов» не рисковали играть дефинициями, то на нашей почве фантазия интерпретаторов разгулялась вовсю. Казалось бы, что нового о сознании можно сказать после Карла Маркса с его изречением о человеческой голове как самой неприступной крепости?

Но «прорабы перестройки» рассуждали иначе. В их понимании Маркс сильно устарел. И лишь современное им западное общество, отказавшись от принципов марксизма, достигло совершенства. Тут им подвернулись скороспелые переводы младших «анналистов» – и дело было в шляпе. Словечки «ментальность» и «менталитет» прочно прописались в русском языке. Если бы самозванцы из числа «прорабов перестройки» лучше бы знали Маркса, то они бы наверняка вспомнили его последнюю фразу, сказанную перед самой кончиной: «Пошли все вон!»

Я полагаю, что он предвидел последующее развитие событий. И приход в России к власти самых радикальных его последователей, грызню вождей, гибель миллионов людей и временное торжество великой иллюзии-утопии. И попытки великого отказа от его идей.

Так вот. Четверть века назад словечко «менталитет» вошло в моду. Прежде всего среди тех, кто искал иные пути развития страны. Но с одной особенностью: источником всех наших бед был объявлен менталитет. Не появился на Руси институт частной собственности – виноват менталитет, не сложилось правовое государство – виной тому менталитет.

 Некоторые гуманитарии пошли дальше: на всех этапах нашей истории «рабский менталитет» был главным препятствием в достижении счастья.

А что же Петербург? Его история полна свободомыслия – не так ли? Но, с другой стороны, наш город был и остался имперским по духу. Как сказывается разнообразное прошлое на поведении людей, их электоральных предпочтениях?

В канун выборов дискуссии об этом обостряются.