Яндекс.Метрика
  • Татьяна Протасенко

Вред «диванной» психологии

Специалисты по изучению общественного мнения мобилизовали свои усилия, поскольку от их исследований будет зависеть вектор предвыборной кампании.

социолог:

Специалисты по изучению общественного мнения мобилизовали свои усилия, поскольку от их исследований будет зависеть вектор предвыборной кампании.

Последние социологические опросы, как мы уже отмечали, показывают обеспокоенность людей вопросами финансовой стабильности и сохранения работы. Но при этом все чаще прослеживается и такая позиция, как недовольство населения проблемой социального неравенства. Участники опросов иллюстрируют свое мнение многочисленными примерами того, что у нас вроде все равны, но есть и те, что «равнее» остальных. Возмущает людей не только неравенство доходов (особенно если речь идет о разнице зарплат рядовых сотрудников и руководящего звена различных структур), но и неравенство положения в обществе.

Действительно, мы знаем массу случаев, когда высокое положение позволяет человеку легче уйти от заслуженного наказания, чем простому гражданину. Показательно, что эта проблема больше всего волнует сейчас молодежь, у которой в эпоху общества потребления сформировались высокие запросы, а возможностей их удовлетворить сегодня не так уж много. Оказалось, что рост подобных настроений напрямую зависит и от того, насколько часто люди определенной социальной группы смотрят телевизор. Так, граждане с высокими доходами не входят в число активной части телезрителей, поскольку плотно заняты работой и привыкли более рационально тратить время. Менее обеспеченные люди, которые в силу обстоятельств или благодаря своему психотипу (проще говоря, лени) «не горят» на работе, предпочитают проводить свое время лежа на диване перед телевизором. Именно такие граждане, которые в большей степени привыкли рассчитывать не на свои силы, а на помощь государства, сильнее всего раздражены приметами социального неравенства, которые в изобилии предоставляет им телевидение.

Те же опросы показывают снижение интереса зрителей этой группы к новостным программам, травмирующим психику сюжетами о терактах и военных действиях. А погружаясь в эстетику гламурных телешоу и фильмов о красивой любви, они все сильнее ощущают разрыв между увиденным на экране и собственной жизнью. При этом социологи отмечают, что основную часть активных избирателей-телезрителей составляют именно такие граждане, чьи доходы в 1,5‑2 раза ниже тех, кто на выборы обычно не ходит.