Яндекс.Метрика
  • Татьяна Протасенко

Эра здравомыслия

Социологи постоянно замеряют показатель социального самочувствия петербуржцев, и итоги последних опросов показали интересную и в чем-то даже неожиданную динамику в общественных настроениях горожан.

социолог:

Социологи постоянно замеряют показатель социального самочувствия петербуржцев, и итоги последних опросов показали интересную и в чем-то даже неожиданную динамику в общественных настроениях горожан.

Несмотря на малоутешительные пока прогнозы экономических экспертов и не слишком оптимистичную картину нынешних реалий, ухудшения социального самочувствия петербуржцев итоги опросов не показали. Если в апреле около 4% жителей отмечали, что, по их мнению, жизнь в городе становится лучше, то сегодня этой точки зрения придерживаются уже 5% опрошенных, что примерно соответствует показателям 2012-2013 годов. В целом удовлетворены сегодня жизнью 50% горожан, и это лучший показатель за последние 10 лет.

Например, в 2006 году улучшение качества жизни отмечали 10% опрошенных, но в целом были удовлетворены ситуацией только 33%. При этом в тот «жирный» период считали свою жизнь невыносимой 9%, а сейчас таких только 5%. Социологи объясняют такие позитивные настроения тем, что люди в последние годы научились адаптироваться к любой ситуации, не опуская рук и не слишком полагаясь на помощь государства. По самым последним данным, только 12% граждан считают себя пострадавшими от кризиса, и эта цифра значительно ниже прошлогодней. К тому же выросло число тех, кто жертвами кризиса себя совсем не считает — в мае таких было 30%, и сейчас этот показатель в росте. Среди проблем, которые беспокоят петербуржцев, помимо роста цен остается вопрос стабильного заработка.

В десятку самых больших опасений входит страх потерять работу и озабоченность в связи с задержкой выплат или снижением уровня зарплат. Чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни, люди чаще всего вынуждены урезать расходы на лечение и отдых, и это стало предметом озабоченности для тех, кто привык следить за здоровьем и регулярно выезжать на отдых за рубеж. Но вот интересное наблюдение: при росте цен на продукты, люди в целом не перестали хуже питаться. И жалобы на нехватку средств для покупки одежды практически отсутствуют.

Видимо, в разгар потребительского бума люди так основательно успели приодеться, что вопрос «в чем ходить» был надолго снят с повестки дня. Кроме того, скромнее стал и уровень притязаний. Даже молодежь в массе своей перестала сходить с ума по высокобрендовой одежде, отдавая предпочтение вещам добротным и удобным. Наступила эпоха практицизма и здравомыслия.