Янтарная комната отмечает 13-ю годовщину возрождения
Легендарная Янтарная комната, которая долгие годы считалась утерянной безвозвратно, сегодня празднует 13-годовщину своего триумфального возвращения в Царское Село. Найти ее так не удалось, но удалось воссоздать.
31 мая 2003 года в Екатерининском дворце состоялось торжественное открытие возрожденной Янтарной комнаты. Но для этого понадобились многие годы кропотливого труда. Еще в 1979-м Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании утраченного шедевра.
"Восьмое чудо света" реставраторы Царскосельской янтарной мастерской собирали буквально по крупицам. Из документов, которые могли помочь воссоздать комнату, у них имелись лишь черно-белая фотофиксация янтарных панно, один довоенный цветной слайд, одна акварель художника Грехнева, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля. Были у реставраторов также около 50 мелких кусочков янтарного декора. Большой удачей стало то, что в 1997-м в Германии нашли подлинную флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние».
Известно, что изначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург, потом ее хотели построить в Ораниенбурге. Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин Петр I. В итоге в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король Фридрих-Вильгельм I преподнес российскому императору Янтарный кабинет.
Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов в Зимнем дворце. В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Но отведенный для Янтарной комнаты зал площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Там, где янтаря не хватало, стены затянули холстом и расписали «под янтарь».
В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор.
Когда в первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; янтарные панели решили не демонтировать из-за хрупкости. Панно законсервировали: оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.
Когда в Пушкин ворвались немецкие части, специалисты команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, сняли янтарные панно и вывезли их в Кенигсберг.
В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.