Яндекс.Метрика
  • Татьяна Протасенко

Не блуждать впотьмах

По мере раскрутки избирательной кампании в преддверии осенних выборов все очевиднее становится потребность в социологическом мониторинге общественной ситуации.

социолог:

По мере раскрутки избирательной кампании в преддверии осенних выборов все очевиднее становится потребность в социологическом мониторинге общественной ситуации.

Казалось бы, всем понятно, что готовить агитационные материалы и выстраивать предвыборные программы кандидатов невозможно без данных, полученных социологами, изучающими особенности ситуации в обществе и определяющими его болевые точки. Эта потребность тем острее, что сейчас принят частичный переход к мажоритарной системе выборов, и кандидаты должны точно ориентироваться, в каких округах они могут рассчитывать на выделенные места в выборных списках. Но на основе личных впечатлений и общения с коллегами я могу отметить, что в ходе нынешней кампании интерес к социологии заметно снизился.

Это, конечно, можно было бы объяснить режимом экономии. Но дело не только в недостатке денег. Пренебрежение социологией, увы, стало трендом последних лет во взаимодействии власти и специалистов в области общественных процессов. К чести Северной столицы, до недавнего времени эти веяния касались ее в меньшей степени: здесь в целом выработалась привычка власти держать руку на пульсе настроений в обществе. В известной мере это помогло и в трудные времена сохранить стабильность в городе, а губернатору в ответ на вопрос президента: «Как дела в Петербурге?» – твердо ответить: «Грех жаловаться».

Но сейчас стрелка качнулась в другую сторону, и даже благополучные столичные социологи забили тревогу, пытаясь пробудить интерес участников выборной кампании к своей деятельности. Так, в столице проходит массовая акция крупных социологических организаций, которые проводят дни открытых дверей, чтобы ознакомить потенциальных заказчиков с методиками работы. На популярных у специалистов Грушинских чтениях регулярно обсуждают, как применяются данные социсследований в реальной жизни страны.

Было бы ошибкой считать, что социологи пытаются повысить свою «товарную стоимость»: просто они помнят, что социология была придумана как инструмент реальной помощи отдельному человеку и гражданам страны в целом. Поэтому не хотят, чтобы серьезная наука становилась «красивым бантиком» на подарочной упаковке чьих‑то сомнительных идей, которым нужно придать вес убедительной социологической цифрой.