twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

В школах Петербурга учат безопасно заходить в Сеть

Во всех образовательных учреждениях Санкт-Петербурга сейчас проходит Неделя безопасного Интернета. Школьникам рассказывают, как использовать виртуальное пространство с пользой, не тратить время во Всемирной паутине впустую и избегать негативных последствий.

В каждом образовательном учреждении Петербурга разработана система внутренней фильтрации интернет-контента. Она позволяет ограничить школьникам доступ к сайтам с вредоносной информацией. Однако уже с первого класса ребенок становится обладателем смартфона, который дает возможность свободного выхода в Сеть. Как отмечают педагоги, сейчас стал актуальным вопрос не столько ограничений, сколько формирования у детей понимания, как правильно вести себя в этом пространстве. 

Запрет и контроль 

Программы блокировки сайтов сегодня можно установить на любой гаджет – ребенку не удастся открыть ресурс, где он может почерпнуть вредоносную информацию. Если о школьных компьютерах уже позаботилось руководство учебного заведения, то дома с этим должны разбираться родители, которые могут проконсультироваться с преподавателем информатики. Как рассказал заместитель директора и учитель информатики школы №169 Центрального района Юрий Винницкий, в основном оперативно реагируют молодые папы и мамы. Родители в возрасте 35 лет сами выросли в эпоху компьютеров, поэтому они воспринимают полученную информацию как руководство к действию. Узнав, что есть возможность установить эффективные фильтры на операционную систему Android, на которой работает большое количество смартфонов и планшетов, они их устанавливают. 

Личные данные 

Помимо вредоносных сайтов в  Интернете существуют мошенники. В школах подробно рассказывают, как не нажить себе проблем. Например, ребенок должен знать, что нельзя оставлять в открытом доступе личную информацию, например, номер телефона и  домашний адрес, так как  этим могут воспользоваться преступники. Кроме того, как отметила педагог-психолог психолого-педагогического медико-социального центра Калининского района Виктория Соколова, есть случаи, когда подростков пытались завербовать в экстремистские организации. Поэтому школьникам советуют избегать общения с незнакомцами и не делиться с ними личной информацией. 

Детям также рассказывают, что при использовании на чужом компьютере своей личной почты или аккаунта не стоит забывать нажать кнопку "выход" и не нужно сообщать свои пароли. Был случай, когда у третьеклассника оказался пароль от страницы в соцсети одной из девочек. Он решил подшутить над ней: поменял пароль и рассылал неприличные сообщения. Эта жестокая шутка для девочки обернулась настоящим стрессом. 

Думайте о будущем 

Старшеклассникам рекомендуют не выкладывать в общий доступ фотографии, за которые потом будет стыдно. Сегодня при приеме на работу будущий работодатель не ленится просмотреть аккаунты кандидатов. А в современном мире нередко представление о человеке складывается именно по его поведению в соцсетях. Поэтому даже оставленный оскорбительный комментарий может сыграть не в пользу автора. По словам Юрия Винницкого, в 6-7-х классах школьникам рассказывают о различных системах безопасности, которые защищают от вирусов, спама и ботов. "Нельзя съесть фрукт, не помыв руки. То же самое и с Интернетом. Это грязное пространство, поэтому к этому нужно быть готовым, то есть необходимо "помыть руки", – заметил он. 

Как отметила Виктория Соколова, информацию об опасностях в Сети стараются максимально донести до детей, их родителей и учителей. Если же ребенок столкнулся с проблемами, он не должен бояться попросить о помощи. Так, на базе центра работает телефон доверия, на который может обратиться каждый ребенок. 

Когда нужна помощь?

Проблема зависимости от соцсетей еще несколько лет назад стояла намного острее, чем сегодня, отмечают специалисты. Это увлечение, как  правило, свойственно подростковому периоду, потом интерес снижается. 

"Если бы всех, кто проводит время за телефоном, планшетом и компьютером, мы считали зависимыми, то таких людей было бы слишком много. Компьютерная зависимость сродни зависимости от азартных игр. И при такой форме уже требуется серьезная психологическая помощь", – подчеркнула Виктория Соколова. 

Гаджет вместо внимания 

Однако, если ребенок слишком много времени проводит в Интернете, это повод задуматься, хватает ли ему внимания в реальной жизни. По мнению педагога-психолога, порой родители сами этому способствуют. 

"У родителей нередко не хватает времени на ребенка. Чтобы его чем-то занять, они ему сами дают телефон или планшет. В итоге детско-родительские отношения заменяют гаджеты", – заметила она. Единственный способ борьбы с пристрастием к виртуальному пространству – создание условий для  реального общения. В школах это возможность поехать на  экскурсию, пойти в поход или организовать кружок театрального мастерства. Во внешкольное время – это семья. Кстати, даже в  Интернете можно делать что-то совместно. Например, родители могут показать ребенку интересные ресурсы, обучающие сайты и обсудить их, советует психолог. В таком случае это уже не будет одиноким и бессмысленным блужданием по Всемирной паутине.

  • Текст
  • Ольга Першина