Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

В Александринском театре реинкарнировали "Трёх сестёр"

Первая в юбилейном для Александринского театра году премьера прошла 3 февраля при пустом зрительном зале.

Первая в юбилейном для Александринского театра году премьера прошла 3 февраля при пустом зрительном зале.

Нет, никакого провала - все билеты были проданы ещё накануне! Просто режиссер спектакля "По ту строну занавеса", известный своими экстравагантными и подчас провокационными трактовками классики Андрий Жолдак, усадил зрителей на сцене, а зал с задрапированными белой тканью креслами скрыл огромным экраном. Но это было не единственное потрясение для зрителей, надеявшихся увидеть лишь "новое прочтение" чеховских "Трёх сестёр".

Фантазия режиссёра отправит героинь в 4015 год, когда будет проведён эксперимент по их реинкарнации. В только что возрожденный мозг прямо из пронафталиненной книги, откуда вылетают клубы пыли, загружается хрестоматийный чеховский текст. Звуки, шумы, обрывки когда-то произнесённых фраз, которые вспоминают сёстры, вызывают видения прошлого и одновременно дают возможность начать новую жизнь. В этих видениях чеховских героинь о своём детстве, например, отец смотрит на Машу "как на женщину", а мать торопится пройти мимо закрытой двери комнаты, в которой муж надолго уединяется с дочерью.

Самое ошибочное – искать в спектакле Жолдака Чехова. Режиссер говорит, что поставил собственные сны, навеянные "Тремя сёстрами" и старыми чёрно-белыми фильмами. И отдаёт должное смелости худрука Александринки Валерия Фокина, не побоявшегося "впустить в свой дом" такого режиссёра, как Жолдак.

"Сегодня в театральном мире есть две основные проблемные точки, которые многие художники решают в меру сил и таланта: о чём говорим и каким языком, - говорит режиссер. - Сегодня язык поменялся, поэтому каждый режиссер старается найти адекватный "слог", который будет понятен людям, живущим в 2016 году. И не надо нас бить за то, что мы ищем другой язык на такой прославленной сцене!"

Режиссер признался, что совершенно не беспокоится о том, как примет его новое детище публика.

"Раньше для меня это было очень важно, - говорит режиссёр. - Я смотрел всю критику, следил за реакцией публики, переживал. А после "Евгения Онегина" вдруг – бах! – и как отрезало. Даже если я провалюсь, то что? Ко мне стоит очередь желающих меня позвать из разных стран мира. У меня есть имя, я прикрыт им, словно плащом. Поэтому я могу ошибаться, у меня есть свобода это делать".

N.B.

Андрий Жолдак (1962 г.р.) – украинский режиссёр, являющийся одним из самых знаменитых режиссёров Восточной Европы. Окончил в 1989 году ГИТИС (курс А.Васильева). В последние годы живёт в Берлине, ставит спектакли в ведущих театрах Восточной и Западной Европы, России, стран Скандинавии. В 2014 году стал лауреатом премии "Золотая маска" за постановку оперного спектакля "Евгений Онегин" на сцене Михайловского театра. Также среди наград режиссера – премия ЮНЕСКО в области исполнительских искусств (2004 год).

Закрыть