twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Оживший памятник подводного флота в Петербурге: как рождалась легенда

У небольшого причала на наб. Лейтенанта Шмидта горделиво выступает из воды грозный профиль подводной лодки с бортовым номером С-189. Судно, некогда стоящее на страже морских рубежей нашей необъятной Родины, сегодня несет вахту в качестве уникального плавучего музея. Мало кто знает, что С-189 относится к одному из самых массовых и успешных проектов субмарин за всю историю подводного кораблестроения.

Окончание Второй мировой войны не принесло долгожданного облегчения и мира во всем мире. Формально антигитлеровская коалиция продолжала свое сущест­вование. Однако усиление противоречий между СССР и западными партнерами грозило перерасти в новое противостояние.

Пятого марта 1946 г. Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, которая фактически стала точкой отсчета начала холодной войны и гонки воору­жений.

Рождение легенды

Работа над новой подлодкой велась советскими инженерами еще во время войны.

К августу 1948 г. ЦКБ-18, расположенное в Ленинграде (ныне ЦКБ МТ "Рубин"), подготовило проект новой субмарины, вобравшей в себя последние достижения мирового кораблестроения.

Головная лодка проекта 613 сошла со стапелей завода "Красное Сормово" (Нижний Новгород) в октябре 1950 г.

Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки этого проекта – первый и самый массовый тип лодок, построенных после Второй мировой войны в мире.

Всего с 1950-го по 1958 г. в СССР было построено 215 подлодок 613‑го проекта, а также в Китае (по советской лицензии) – 21. Это первые лодки, которые СССР начал продавать иностранным заказчикам.

"Изначально планировалось построить более тысячи лодок 613-го проекта, – рассказывает Николай Чернышев, капитан-директор музея "ПЛ С-189", капитан 1-го ранга в отставке. – Столь высокий темп сдачи подлодок обеспечивался за счет применения поточно-секционного метода строительства".

По этому методу корпус судна собирался из секций (палуб, бортов и т. д.), каждая из которых отдельно сваривалась из заготовленных деталей, насыщалась оборудованием и деталями крепления.

"Кроме применения новаторских инженерных решений стоит отметить, что лодки оснащались самым современным на тот момент радиотехническим оборудованием", – добавляет Николай Чернышев.

На службе Родине

Подлодки 613-го проекта предназначались для уничтожения боевых кораблей и транспортов противника, постановки минных заграждений и ведения разведки. Субмарины несли боевое дежурство во всех морях и океанах.

В процессе службы многие лодки были переоборудованы по другим проектам, предусматривающим размещение ракетного вооружения.

Напугали американцев

За продолжительный срок службы лодок 613-го проекта не обошлось без курьезов. Так, в 1958 г. по решению правительства СССР и в соответствии с соглашением, заключенным с руководством Албании, во Влерский залив Адриатики была перебазирована группа подлодок.

"Об этом случае мне рассказал контр-адмирал Валентин Козловский, которому в декабре 1959 г. была поставлена задача провести разведку деятельности 6‑го флота США", – вспоминает Николай Чернышев.

Тогда контр-адмирал Козловский был в чине капитана 3‑го ранга и командовал подлодкой С-360 проекта 613.

При проведении разведки в Тунисском проливе советские подводники выявили американскую эскадру. Акус­тики определили главную цель – крейсер "Де-Мойн" – и в течение 2 часов незамеченными сопровождали его на выгодной для торпедной атаки позиции. В итоге американцы советскую субмарину обнаружили, и подводники были вынуждены прекратить слежку.

Позднее выяснилось, что на борту крейсера находился президент США Эйзенхауэр, возвращавшийся после визита в Грецию. Стоит ли говорить о шоке, который испытали американцы, когда узнали, как близко к ним подобралась советская субмарина.

Виски на камнях

Другой инцидент произошел в 1981 г. Лодка 613-го проекта С-363 из‑за навигационной ошибки села на мель у берегов Швеции, что спровоцировало международный скандал.

По классификации НАТО лодки 613-го проекта имеют обозначение Whiskey class. Западные СМИ тут же окрес­тили советскую подлодку Whiskey on the rocks. Игра слов в том, что это выражение, означающее обычно просто виски со льдом, в данном контексте переводится как "лодка на скалах".

Ленинградский страж

Подводная лодка С-189 была заложена 31 марта 1954 г. на судостроительном заводе №189 имени С. Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) и спущена на воду 4 сентября того же года. После завершения комплекса испытаний 9 марта 1955 г. С-189 вошла в состав ВМС СССР.

В боевом составе флота подлодка находилась 35 лет – до 19 апреля 1990 г. За этот период С-189 неоднократно выполняла боевые задачи в Атлантике и Балтийском море. Помимо боевых походов принимала участие в испытании новых образцов оружия на полигонах Ладожского озера.

"Наша лодка в основном участвовала в испытании новых торпед. На борту С-189 тысячи моряков обучались искусству моряка-подвод­ника", – поясняет Николай Чернышев.

С-189 неоднократно принимала участие в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище.

"В свое время С-189 постоянно находилась в акватории Невы, словно безмолвный страж, всегда готовый к действию", – делится воспоминаниями Николай Чернышев.

По его словам, в истории лодки был эпизод, когда вахтенный матрос задержал иностранного шпиона. Практически, как и сейчас, лодка стояла у причала напротив Адмиралтейских верфей, где находилось множество новеньких кораблей. Бдительный моряк заметил явно не советского гражданина, который старался во всех деталях заснять боевые суда на камеру. В итоге он задержал подозрительного джентльмена и вызвал милицию.

Не пошла на иголки

В 1990 г. С-189 после 35 лет службы вывели из состава флота и поставили на хранение в Кронштадте, где судно ожидало своей очереди на утилизацию. "В 1990‑е многие суда пошли на иголки, это было страшное время для флота, – замечает Николай Чернышев. – К счастью, своей очереди лодка так и не дождалась".

В 1998 г. из‑за неисправнос­ти донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой. Потеряв плавучесть, субмарина затонула в Купеческой гавани порта Кронштадт.

При благотворительной помощи ветерана ВМФ Андрея Артюшина, содействии руководства Ленинградской военно-морской базы и специалистов по подъему затонувших судов в 2005 г. лодку удалось поднять на поверхность. Затем С-189 на понтонах перевели на Канонерский завод и поставили в док, где специалисты приступили к восстановлению корпуса судна.

В 2007 г. лодку отбуксировали на ее нынешнее место стоянки, утвержденное главнокомандующим ВМФ РФ.

Несколько лет ушло у ветеранов-подводников на то, чтобы найти и выкупить различные механизмы, детали интерьера. "Необходимые запчасти пришлось искать по всей стране от Кронштадта до Владивостока. Сейчас осталось только доукомплектовать часть радиолокационного оборудования", – констатирует капитан-директор музея.

К бою готов

"Находясь внутри, вы вряд ли сможете определить, погрузилась ли лодка, но это и не столь важно, потому что происходит настоящее погружение в историю", – продолжает свой рассказ Николай Чернышев.

На С-189 до сих пор царят морская дисциплина и порядок. "Экипаж", как ласково называет своих экскурсоводов капитан-директор, состоит из опытных подвод­ников-ветеранов.

"Помню, как‑то раз в музей пришла семейная пара с мальчиком-подростком. Парень хотел стать подводником, но сомневался, да и мать была категорически против, – рассказывает Аркадий Ефанов, Герой Российской Федерации, капитан 1-го ранга, экскурсовод-волонтер. – Потом ко мне подошел отец семейства. Он сказал, что, после того что они увидели и услышали, сын твердо решил стать подвод­ником. Даже мать перестала возражать, когда осознала, что это уже не ребячество, а волевое решение молодого мужчины".

Возможно, когда‑нибудь этот мальчик вернется к С-189 уже в чине капитана 1-го ранга, чтобы показать удивительный памятник подводного флота своему сыну, мечтающему стать настоящим моряком-подводником.

Основные тактико-технические характеристики ПЛ проекта 613:

водоизмещение (подводное / надводное) – 1050 / 1350 т;

длина – 76 м, ширина – 6,3 м;

глубина погружения (рабочая / предельная) – 170 / 200 м;

экипаж – 54 моряка (из которых 8 офицеров);

автономность – 30 суток, дальность плавания – 8580 миль;

максимальная скорость (надводная / подводная) – 18 / 13 узлов;

вооружение: 4 носовых, 2 кормовых торпедных аппарата (боекомплект: 12 торпед или 22 мины), а также 57‑мм спаренная автоматическая артустановка см-24‑зиф и 25‑мм спаренная автоматическая зенитная артустановка 2м-8.

  • Текст
  • Андрей Сергеев