twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

В Петербурге проследят за каждой бутылкой алкоголя

С этого года предприниматели, торгующие алкоголем, должны будут вести учет товара в специальной электронной системе – ЕГАИС. Опасения, что новые условия оборота алкогольной продукции приведут к дефициту товара на прилавках, оказались напрасными: бизнесу дали время адаптироваться к нововведениям, а торговые организации активно подключаются к системе.

Закон о внедрении Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) вступил в силу в июне прошлого года. Им было установлено, что с 1 января через ЕГАИС оптовики должны были начать отображать информацию об отгрузках в розницу, а розница в свою очередь – отображать закупки. Кроме того, с 1 июля этого года розница должна будет отображать и продажу алкогольной продукции покупателям.

Предпринимателям дали возможность адаптироваться к работе в новых условиях. Так, в конце декабря 2015 г. правительство РФ выпустило постановление, которое позволяет рознице до конца марта не отображать сведения о закупках, но с учетом того, что в период с 1 по 21 апреля предпринимателям необходимо будет зарегистрировать через ЕГАИС всю продукцию, закупленную в I квартале. Тех, кто к ЕГАИС не подключится, ждут штрафы. Для юридических лиц – от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, для должностных – от 10 тыс. до 15 тыс.

Не фатальный случай

Опасения, что введение системы приведет к алкогольному "коллапсу", не оправдались – дефицита спиртного на прилавках не наблюдается. Как отмечают в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) СПб, в Петербурге динамика по подключениям к ЕГАИС позитивная.

"На середину января к  ЕГАИС подключились 70% розничных организаций, 100% оптовиков, торгующих по лицензии водкой и ликероводочными напитками, и 40% тех, кто торгует пивом, медовухой и т.д.", – говорит начальник лицензионного управления КРППР Александр Кабанов.

Так, из 6,3 тыс. организаций, осуществляющих розничную продажу алкоголя в городе, к ЕГАИС уже подключились более 4,5 тыс., а почти из 2,7 тыс. организаций и предпринимателей, торгующих пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой, к системе подключились уже более 1,1 тыс.

Нужно оборудование

"Большинство предприятий уже перешли на ЕГАИС или находятся в процессе. Фатального ничего нет", – комментирует Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП "Союз малых предприятий СПб". Наибольшие сложности, по его словам, у небольших предприятий – у них могут возникнуть более существенные издержки, хотя подключение для них стоит столько же, сколько и для более крупных организаций. Кроме того, у малого бизнеса меньше административных возможностей и часто нет в штате даже юристов.

Подключение к ЕГАИС обходится предпринимателям в разные суммы (хотя сам информационный продукт – бесплатный), потому что в некоторых магазинах, например, нет компьютеров – их придется в любом случае купить. При самом плохом раскладе, когда компьютера нет и учет ведется в бумажном виде, минимальная планка по расходам на ЕГАИС составит около 15 тыс. рублей.

"А чтобы рознице регистрировать продажи с июля, магазинам будет необходимо специальное кассовое оборудование, которое в том числе позволит печатать двухмерный штрихкод", – говорит Александр Кабанов. Комплект нужного оборудования в этом случае может стоить несколько десятков тысяч рублей.

Курс на обеление

Введение системы ЕГАИС направлено на то, чтобы исключить из оборота контрафактную алкогольную продукцию – через электронную систему должны фиксироваться сведения об отгрузках, закупках, списаниях, внутреннем перемещении товара и т.д. В рознице с 1 июля продажи алкоголя будут выглядеть следующим образом: продавец сканирует штрихкод, программное обеспечение говорит о том, что нужно "считать" двухмерный штрихкод с федеральной специальной или акцизной маркой, и если штрихкод не читается, то продажа алкоголя станет невозможна.

Понятно, что нелегальная розница, в частности ларьки и киоски, незаконно продававшие алкоголь, никакой ЕГАИС устанавливать не будет. Но не секрет, что часть контрафактной продукции сегодня продается через легальную розницу. При этом, как отмечают эксперты, розница может не знать, что этот алкоголь нелегальный, и даже декларировать его.

"У нас в стране ежегодно реализуется порядка 1,5 млрд л только водки и ликероводочных напитков, из них с акцизом только 700-750 л. То есть все остальное – это фактически заводская водка и ликероводочные напитки с украденным акцизом. Стоит отметить, что  реализуется все это в том числе через легальную розницу", – говорит Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя.

В условиях ухудшения экономической ситуации, когда теневые рынки растут, усиление контроля за оборотом алкоголя особенно актуально – покупка некачественной продукции или суррогата под видом лицензионного спиртного может обернуться весьма неприятными последствиями для потенциального потребителя.

  • Текст
  • Олеся Гончарова