twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

Костел Святой Екатерины украсят точные копии мраморных апостолов

У четырех апостолов и ангелов собора Святой Екатерины на Невском проспекте появились двойники. Точные копии займут место на аттике церкви и примут на себя все капризы погоды. Исторические скульптуры, не покидавшие крышу даже в самые тяжелые годы, отправятся на заслуженную пенсию.

Старейшие скульптуры на открытом воздухе в Петербурге, пережившие на своем месте революции и Великую Отечественную войну, и крупный пожар в 1990-х годов, впервые покинули крышу храма в октябре этого года. 

Святые Матфей, Марк, Лука и Иоанн (в таком порядке слева направо при взгляде с Невского проспекта они стоят на аттике фасада) отражают переходный тип архитектуры от барокко к классицизму. Статуи сильно пострадали от времени и климата. Ангелы центральной группы, обнимающие крест, лишились пальцев рук и ног, перьев на крыльях, выветривание сгладило черты ликов и детали одеяний. У апостола Иоанна утрачена правая кисть. 

Мраморные оригиналы планировалось отреставрировать и вернуть на крышу. Но итальянский белый мрамор не проживет в петербургском климате долго, поэтому было принято решение об изготовлении копий. 

На оригинальные скульптуры нанесли формовочную массу и изготовили силиконовую форму. Новые скульп­туры сделаны из искусственного камня и покрыты полиэфирной смолой с гранитной крошкой, устойчивой к любым капризам погоды. Как рассказала художник-реставратор замдиректора фирмы подрядчика Кристина Шумилова, выбрана технология прямого копирования: все мелкие выветренные детали и «налет времени» перешли и на копии. 

«Это было принципиальное решение – оставить патину времени на копиях, они специально были затонированы для создания эффекта старины, – пояснила она. – Говорят, что оригиналы более холодные, так как это настоящий мрамор без примесей, но лично я на ощупь не ощущаю никакой разницы».

Разумеется, некоторые детали на копиях все же восстановлены. Так, евангелисту Иоанну вернули руку, а ангелам важные черты лица. Оригинальная скульптурная композиция из путти, держащих крест, уже нашла себе дом – ее разместили в Эрмитаже. Четыре «исторических» евангелиста пока остаются в мастерской – их могут принять несколько музеев, либо они разместятся внутри храма Святой Екатерины.

Масштабная реставрация в храме Святой Екатерины – главном католическом соборе города – продолжается уже три года. За это время отреставрированы Лурдская капелла, уникальные входные двери. Восстановлены пресвитерий, огромный центральный крест – алтарное распятие, киот для храмового образа святой Екатерины.

На изготовление копий евангелистов и ангельской группы правительство Санкт-Петербурга выделило почти 45 млн рублей. Работы заняли два месяца. Копии появятся на аттике сразу после завершения капитального ремонта крыши собора и устранения аварийности аттика.

  • Текст
  • Елена Куршук