twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

Волонтеры Петербурга нашли в госзакупках икру и игривые коврики

Дорогие авто, красная икра и обложки для паспорта из кожи ящериц - госзакупки могут быть удивительными. За теми позициями, которые вызывают вопросы, с марта этого года следят волонтеры Центра общественного контроля.  Радует, что "подозрительных" закупок становится все меньше, отмечают они.

Центр общественного контроля начал свою работу весной - тогда было подписано соответствующее соглашение о взаимодействии между вновь созданной организацией, Комитетом по промышленной политике и инновациям и Комитетом по государственному заказу. 

Одна из основных задач Центра - обеспечить прозрачность госзакупок, расширить доступ российских производителей к госзаказу. На "чистоплотность" закупки проверяют волонтеры, трудящиеся на общественных началах.

"Ни в коем случае мы не хотели подменять собой контролирующие органы, наказывать каким-то образом и выполнять карательную функцию, - говорит Анна Филоненко, председатель Центра общественного контроля. - Идея состояла в том, чтобы совместными усилиями подсказать, сделать мониторинг, срез тех ошибок, которые иногда бывают совершенно ненамеренными, а иногда, возможно, и сделанными специально".

Как отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, к сожалению, ошибки, которые допускаются при размещении госзаказа, часто носят системный характер. Задача Центра общественного контроля заключается как раз в том, чтобы совместно с органами государственной власти их выявить и устранить.

Всего за время своей работы Центр общественного контроля провел мониторинг более 36,6 тыс. государственных заказов. Из них 984 вызвали вопросы. Условно их можно поделить на закупки товаров класса люкс и закупки импорта при наличии отечественных аналогов. Так, например, волонтеры обратили внимание на то, что Балтийскому филиалу ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" потребовался автомобиль Mercedes-Benz, ГУП "Петербургский метрополитен" закупал икры и деликатесов почти на 45,9 млн рублей, а Агентству прямых инвестиций СПб вдруг потребовались обложки для паспорта из кожи ящериц и преддверные коврики с надписью "Девушкам вход запрещен".

"Волонтеры поставили вопрос, зачем, например, метрополитен закупает такие деликатесные продукты питания. Да, они закупаются по 223-ФЗ, а соответственно, закупаются из прибыли. Но эту прибыль метрополитену делаем мы с вами. Мы оплачиваем проезд в метро, - комментирует Анна Филоненко. -  А обоснована ли эта закупка?" Вопрос, каким образом преддверные коврики, предостерегающие девушек от входа, позволяют  привлекать инвестиции агентству прямых инвестиций,не менее животрепещущий, чем кто в метро ест икру.

Второй подвид "интересных" закупок, когда они размещаются "с расчетом" на импорт даже несмотря на то, что в России производятся отечественные аналоги, не уступающие по качеству, при том что это покупка отечественного позволила бы заказчику еще и сэкономить. Так, например, по словам Анны Филоненко, многие бюджетные учреждения массово закупают шины за рубежом, закупается медицинское оборудование, предметы гигиены, дезинфицирующие средства и даже питьевая вода.

В целом волонтеры находят самые разные нарушения. Одна из типичных «ошибок» - нарушения в оформлении конкурсной документации, когда, например, указывается ссылка на конкретную торговую марку, тип предмета закупки, изготовителя. Или, например, были обнаружены случаи, когда в протоколе раскрытия конкурсных предложений неправильно были указаны дата, место и время их раскрытия. 

Часто в технических заданиях недостаточно подробно или совсем не расписываются характеристики закупаемых товаров, работ и услуг, и поставщику просто непонятно, что хочет закупить заказчик. Это лишь несколько примеров типичный нарушений, которые делают заказчики. Чаще всего предметом пристального наблюдения становятся такие позиции как канцелярские товары, компьютеры и оргтехника, хозяйственные товары, электрооборудование, бытовая и медицинская техника и комплектующие, автомобили, лекарственные средства. 

Но стоит отметить, что закупок которые вызывают вопросы, становится меньше. Так, если в мае этого года, таковых было порядка 11% в общем объеме закупок, то в декабре этого года Центр общественного контроля нашел таковых около 3%.

Центр общественного контроля проводит сплошной мониторинг всех госзакупок.

  • Текст
  • Олеся Гончарова