Мужское равноправие
Социолог:
Недавно отмечавшийся в России День матери стал для социологов поводом еще раз оценить изменившиеся пропорции в распределении семейных и трудовых обязанностей между обоими родителями. Как известно, теперь в отпуск по уходу за малолетними детьми по обоюдному решению может идти не только мать, но и отец. Так что изменения в трудовом законодательстве дают основания говорить о новой форме равноправия – в данном случае не традиционно охраняемого женского, а мужского. Тут мы идем вслед за давно утвердившимися на Западе ценностями. Еще в начале 2000-х гг. во время поездки в Швецию я познакомилась с примерами новых подходов к означенной проблеме, которые сейчас и для нас стали нормой, а тогда воспринимались как экзотика. В поездке нас сопровождала шведская журналистка, которая выиграла специальный грант мэрии Стокгольма на возможность работать с русской делегацией. И когда она пригласила нас в свой дом, мы с удивлением узнали, что роль «домохозяина» и няни там исполнял ее молодой муж, поскольку по взаимному согласию роль «кормильца» была отдана не отцу, а матери годовалого сына.
Теперь эта тенденция пришла и в нашу действительность. Насколько она привилась на российской почве, пытались недавно выяснить сотрудники одного из популярных трудовых интернет-ресурсов. Оказалось, что 27% российских мужчин готовы при необходимости вместо жены уйти в отпуск по уходу за ребенком, 12% в принципе не исключают для себя такой возможности, 29% резко отметают подобную перспективу, а 31% вряд ли на это пойдут. Но по характеру ответов было видно, что около 40% потенциально готовых к такому эксперименту мужчин вообще склонны к тому, чтобы пробовать себя в новых социальных ролях, а кроме того, сидя дома, не исключают возможности заработка, функционируя в режиме «домашнего офиса». А те, кто не готов брать «отпуск по уходу», прежде всего боятся резкого падения семейного дохода, поскольку более весомый вклад в общую копилку обычно вносит именно мужчина.
Специалисты опасаются, что развитие нового социального тренда может привести к росту иждивенческих настроений среди мужчин, приобщение к традиционно женским функциям способно привести к еще большей «феминизации» сильного пола, который, согласно нашим опросам, и без того демонстрирует потерю таких брутальных качеств, как решительность и инициативность.