twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

Олег Курилов: в Арктике надо развивать крупные города

Вице-президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, мэр Норильска Олег Курилов рассказал "Петербургскому дневнику" о развитии арктического региона. Этому вопросу посвящен проходящий сейчас в Петербурге V Международный форум «Арктика: настоящее и будущее».

"Петербургский дневник": Непростая обстановка в мире заставляет думать о создании реальной альтернативы Суэцкому каналу, которой мог бы стать Северный морской путь. Что необходимо сделать для этого?

Олег Курилов: Выгоды использования Северного морского пути (СМП) для транзитных перевозок очевидны. Это экономия топлива, уменьшение продолжительности рейса, отсутствие риска нападения пиратов. Самое же главное, что в арктической зоне много ценного сырья, которое может загрузить СМП и стать основой для экономического развития всей этой территории. В районе Диксона, например, находится крупнейшее в России месторождение коксующихся углей. Мы убеждены, что одним из главных драйверов роста экономики российской Арктики являются природные богатства. Вместе с тем на Таймыре геологически изучено лишь около 20% территории.

"Петербургский дневник": Но дальнейшее развитие Арктической зоны невозможно без привлечения человеческих ресурсов.

Олег Курилов: Это так. Но кадры не привлечь только хорошими зарплатами, людям необходимо создать и комфортные условия для проживания. Освоение Арктики исключительно вахтовым методом неэффективно и чрезмерно дорого. Опыт Норильска и Мурманска показывает, что в Арктике целесообразно использовать и развивать крупные города с постоянным населением. Например, Норильск может сдавать квартиры в коммерческий найм всем желающим приехать туда работать. Сегодня мы обеспечиваем жильем всех специалистов государственных и промышленных структур. Сохранить жилой фонд нам гораздо дешевле, чем построить новый. Отремонтировать квартиру стоит 10-15 тыс. рублей кв. м, построить – от 80-100 тыс. рублей.

"Петербургский дневник": Какие задачи, на взгляд вашего Союза, требуют первоочередного решения? 

Олег Курилов: Как руководитель крупнейшего города в Арктической зоне Сибири, я постоянно сталкиваюсь с несоответствием арктических условий и российского законодательства. Например, недавнее изменение в законе об автомобильных дорогах запрещает движение по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств. Между тем, чтобы заменить Белаз, нужно восемь Камазов.

Вторая по важности задача, которую нужно решать, касается вечной мерзлоты. Мы считаем, что необходимо включить в программу развития Арктической зоны России комплекс мероприятий по ее изучению и сохранению, мониторингу нынешнего состояния, а также вопросы перспективного строительства в условиях вечной мерзлоты.

  • Текст
  • Марина Алексеева