Яндекс.Метрика
  • Татьяна Кириллова

Александр Балуев: у каждого времени свои герои

Известный актер и режиссер Александр Балуев примет участие в театрально-телевизионном патриотическом проекте «Герои нашего времени», запись которого состоится сегодня на Большой сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева, а затем шоу покажут в эфире телеканала «Санкт-Петербург». Александр Балуев рассказал «ПД» о том, кого сейчас можно считать героем.

Известный актер и режиссер Александр Балуев примет участие в театрально-телевизионном патриотическом проекте «Герои нашего времени», запись которого состоится сегодня на Большой сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева, а затем шоу покажут в эфире телеканала «Санкт-Петербург». Александр Балуев рассказал «ПД» о том, кого сейчас можно считать героем.

"Петербургский дневник": Александр, у вас есть представление о том, кого сегодня можно считать героем нашего времени?

Александр Балуев: У каждого времени свои герои. На протяжении веков понятие героики не может не меняться в зависимости от обстоятельств, в которых живет отдельный человек, общество или целая страна.

Меня только настораживает, когда патриотизм насаждается сверху как некая обязательная дисциплина.

Другое дело, когда нас приглашают к серьезному разговору об истории России и шире – о мировой истории и ее важнейших уроках.

Если мы сегодня хотим жить лучше, мы должны знать и помнить, что происходило с нами вчера. Стоит перечеркнуть прошлое, пусть даже страшное, порвать связь времен – и мы потеряем поч­ву под ногами, получим потерянное поколение.

Мы и так многое потеряли за последние десятилетия беспамятства, и в один день дело не поправить. Но хорошо, что вовремя опомнились и стали думать о том, кому придется передавать в руки будущее страны.

Молодежи нужен откровенный разговор о том, «жизнь делать с кого», а какие ориентиры – ложные. Мы не должны идти на поводу навязанных нам извне стандартов общества потребления, когда успех измеряется только количеством денег в кошельке и маркой автомобиля. Как исправить такие перекосы в сознании молодых людей – большой вопрос, на который надо искать ответ всем миром.

"Петербургский дневник": Проект ставит задачу вернуть в обращение понятие патриотизма в его первоначальном, не опошленном смысле. Вы выросли в семье кадрового офицера, а в этой среде служение Родине не пустой звук, а образ жизни. Да и большинство ваших героев – люди служивые. Играя военных, вы не наделяли эти образы хоть отчасти чертами отца?

Александр Балуев: Да нет, прямого фамильного сходства в них искать вряд ли следует. Просто в характерах большинства своих героев я пытался воссоздать лучшие черты русского офицерства, которые в вихре революций и в мороке террора частично были нашей армией утеряны.

И слава богу, что мы пытаемся возродить эти традиции, ведь армия не просто инструмент для ведения боевых действий, но и показатель состояния общества в целом.

Так, скажем, в фильме «Гибель империи» я пытался ностальгировать по тем людям, которые были основой нашей государственнос­ти. Вживаясь в образы офицеров и военачальников, я сам для себя пытался понять, что значит служить Отечеству не за страх, а за совесть. Когда это Отечество в тебе самом, даже если оно поступает с тобой несправедливо.

Но, играя роль реального персонажа – маршала Жукова в одно­именном фильме, я не претендовал на истину в последней инстанции, трактуя эту историю как художественное осмысление жизни выдающегося человека, некую вариацию на тему реальных событий, всю правду о которых знает только сам Жуков. Эта картина – только взгляд ее создателей на определенный срез времени, на некоторые события личной жизни маршала, и наверняка у его родственников есть к нам масса претензий. Но ведь этот фильм не документ, а попытка вернуть современникам память о выдающемся человеке – в чем‑то великом, в чем‑то – слабом. И эти детали не умаляют нашей благодарнос­ти к маршалу Победы.

"Петербургский дневник": Как вы работали над ролью царя Петра в фильме Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание» и что оказалось ключом к пониманию характера российского самодержца?

Александр Балуев: Снимаясь в этой картине, я опять же не искал в образе российского императора историчес­кой правды. Мне служил путеводной звездой замечательный литературный материал – книга Даниила Александровича Гранина «Вечера с Петром Великим» об основателе Петербурга, и я видел, как трепетно относится к этой теме режиссер фильма Владимир Бортко.

Эта работа – мое суждение о том, что у нас исторически так сложилось: лидер государства олицетворяет это государство в большей степени, чем в любой другой стране мира. Хорошо это или плохо – опять же, история рассудит.

Конечно, при Петре реформы проводились методами, далекими от демократических основ, которыми мы пытаемся руководствоваться сегодня. Но, с другой стороны, без этих реформ неизвестно, где бы мы сейчас были.

"Петербургский дневник": Этот непростой материал вам сопротивлялся или, может, вы роль Петра сыграли как песню спели?

Александр Балуев: С режиссером мы «пели» исключительно в унисон, и никаких разногласий в понимании актерской задачи у нас не было. Даниил Александрович Гранин несколько раз приходил к нам на площадку, но серьезных замечаний не высказывал. Речь, скорее, шла о способе выражения некоторых вещей, которые он считал важными.

"Петербургский дневник": Что вас связывает с нашим городом?

Александр Балуев: К сожалению, я подолгу здесь никогда не жил, но очень люблю Петербург, который у меня ассоциируется с большой русской литературой, созданной великими петербуржцами – поэтами и мастерами прозы. Как нынче принято говорить, я переживаю тут культурологический шок и священный трепет. Стараюсь всегда ходить по городу пешком, часто заглядываю к Пушкину на Мойку, 12, и у меня тут много друзей.

"Петербургский дневник": Сегодня вы увлечены театром, войдя в новую для себя ипостась – продюсера, режиссера и исполнителя в одном лице. Что вас побудило пуститься в это плавание?

Александр Балуев: Началось с того, что я услышал музыку талантливого композитора и исполнителя Глеба Матвейчука к спектаклю по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи».

Постановка готовилась в одном московском театре, но проект сорвался, и Глеб предложил его мне. Так родился музыкальный спектакль «Территория страс­ти», который мы уже показывали в Москве, Петербурге и других российских городах.

А недавно сыграли премьеру новой постановки «ВДВ» («Всем добрый вечер»), это веселая комедия положений, которую мы тоже надеемся показать в вашем городе, как только найдем подходящую площадку.

"Петербургский дневник": Как вы думаете, насколько в Петербурге сохранился дух Петра и его заветов?

Александр Балуев: В петровских местах – да, сохранился.

Во время съемок мы заходили в Домик-музей царя на Петровской наб., разглядывали гравюры времен основания Санкт-Петербурга…

Конечно, с тех пор город неузнаваемо изменился. Но в отличие от Москвы и других мировых столиц он во многом сохранил свой первозданный исторический облик: это подлинный музей архитектуры под открытым небом.

И спасибо горожанам, которые сберегли и отстояли эту красоту.

Главным защитником и «экологом культуры», конечно, был великий петербуржец Дмитрий Сергеевич Лихачев. С его уходом словно куда‑то отлетела часть души Петербурга.

Нам только и остается, что не прекращать стараний хоть немного походить на этого человека, который, несомненно, остался героем на все времена.