Историческая встреча
политолог:
Седьмого ноября в городе-государстве Сингапур состоялась историческая встреча – между председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и президентом Тайваня Ма Инцзю.
Встреча действительно историческая. Ведь после того как маршал Чан Кайши в 1949 г. бежал из континентального Китая на остров Тайвань, а отношения между "двумя Китаями" были окончательно прерваны, эта встреча представлялась немыслимой. История усугублялась тем, что до 1971 г. Тайвань занимал место в Совете безопасности Организации Объединенных Наций. Советский Союз время от времени предпринимал демарши в пользу "народного Китая", впрочем, не слишком энергичные: так, в начале 1950‑х гг. советский представитель демонстративно покинул зал заседаний Совбеза ООН, чтобы не участвовать в голосовании о наделении полномочиями американской армии во время так называемой корейской войны.
Больших положительных результатов этот шаг не принес, скорее наоборот – проамериканская коалиция получила право воевать под флагом ООН, что было тяжелым поражением для советской дипломатии. Впрочем, война шла с переменным успехом, что вынудило КНР послать своих "добровольцев" в Северную Корею, и те помогли Ким Ир Сену закончить войну если не победоносно, то относительно спокойно. С той поры утекло немало воды. Тайвань с помощью США превратился в одну из самых развитых в технологическом отношении стран. Но и континентальный Китай показал миру свои безграничные возможности. И даже случившаяся не так давно девальвация китайского юаня, по сути, не отменила грандиозности этих свершений.
Вот почему известие о встрече в Сингапуре было воспринято с большой настороженностью, тем более что совсем недавно, когда президентом Тайваня был лидер демократической оппозиции Чэнь Шуйбянь (по прозвищу Китайский Жириновский, что, впрочем, вовсе не оскорбительно для Жириновского российского), взявший твердый курс на самоопределение Тайваня, отношения между "двумя Китаями" оказались на грани кризиса. И только возвращение "старого Гоминьдана" к власти, позиционирующего себя в качестве хранителя традиций Чан Кайши, позволило начать подготовку свидания двух китайских лидеров.
Процесс ускорило и заключение соглашения о тихоокеанском партнерстве – антикитайской проамериканской акции США. В партнерство вошли страны, с которыми у континентального Китая сложились непростые (мягко говоря) отношения.