twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Станислав Горковенко: главное – это год и день создания Губернаторского оркестра

Недавно Губернаторскому оркестру Санкт-Петербурга, на счету которого создание нового советского репертуара и вывод в свет певцов, ставших впоследствии очень популярными в стране, исполнилось 70 лет. С момента своего создания он всегда играл роль "музыкального рупора" города, а специалисты называют этот оркестр создателем звукового лексикона эпохи.

Сегодня наш собеседник – главный дирижер Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга народный артист России Станислав Горковенко.

Станислав Горковенко – советский и российский дирижер, композитор, народный артист России, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, профессор СПб консерватории. Участвовал в создании свыше 60 фильмов.

"Петербургский дневник": Станислав Константинович, Губернаторскому оркестру Санкт-Петербурга исполнилось 70 лет. Ваши самые яркие впечатления?

Станислав Горковенко: За годы работы у меня накопилось столько впечатлений, в том числе и ярких, что все не передашь. Но самое главное – это, конечно, год и день создания оркестра. Произошло это 10 мая 1945 г., что о многом говорит. И для меня совпадение двух таких важных дат – дня Великой Победы и дня основания эстрадно-симфонического оркестра, да еще в Ленинграде, который я просто обожаю, очень важно.

Перед оркестром была поставлена задача – помочь людям начать новую жизнь, подарить им радость, вселить оптимизм. Во время войны и блокады город и его жители перенесли много трудностей. А Победа принесла огромную радость, и надо было продолжить эту жизнеутверждающую линию. Именно тогда командующим Кузнецовым был подписан приказ о создании на основе джаз-ансамбля Эстрадного оркестра Ленинградского радиокомитета.

Его первым руководителем стал Николай Минх, и в то время оркестр играл в основном джаз и музыку иностранных авторов. В 1952 г. руководителем стал Александр Владимирцов, с которым я был знаком лично. Это был очень интеллигентный, пунктуальный человек, который в буквальном смысле воспитал оркестр. Он увеличил его состав, появилась струнная группа, солист-скрипач Михаил Левин. И тогда же с подачи Леонида Утесова оркестр стал называться Эстрадно-симфоническим оркестром Ленинградского радио. За время существования оркестр не раз менял названия…Но он никогда не менял сути. С годами мастерство оркестрантов только росло. В то время Союз композиторов был очень силен, у оркестра появились авторы, которые писали специально для него. Это В. П. Соловьев-Седой, Д. Д. Шостакович, А. П. Петров, В. А. Успенский, А. В. Кальварский, Г. А. Портнов, Г. И. Фиртич и другие.

"Петербургский дневник": А как вы пришли в оркестр?

Станислав Горковенко: Я пришел туда (хотя такие цифры называть не хочется) 38 лет назад. До этого был руководителем Ленинградского мюзик-холла, еще со дня его первой премьеры в Париже, где мы прекрасно выступили. Нашу команду тогда усилили приглашенные для парижского тура Муслим Магомаев (его я знал с детства, мы оба – из Баку), Эдита Пьеха. Тогда мне казалось, что "заскочу" в Мюзик-холл на полчаса, а задержался, ударившись в легкую музыку, как я сам это называю, на 10 лет. У нас в то время был большой успех и огромная популярность.

"Петербургский дневник": Как же вы решились покинуть этот успешный проект?

Станислав Горковенко: У меня родился второй ребенок, мой сын, и я уже ездить по гастролям со спокойной душой не мог. И поэтому с радостью принял предложение стать главным дирижером Эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения, которому вскоре было присвоено имя В. П. Соловьева-Седого. Сейчас моему сыну 38 лет. Это как раз тот срок, что я возглавляю коллектив.

"Петербургский дневник": Такой поступок был бы очень значим для любой женщины.

Станислав Горковенко: С моей супругой Реной Яновной мы живем вместе более полувека. Она музыкант, преподает в Городской детской музыкальной школе. Дочка тоже стала музыкантом, сын Тимур – дирижером. Его сын, мой внук, тоже хочет стать дирижером. Видимо, корни все‑таки имеют свое значение, и меня это радует. А еще больше я радуюсь появлению правнучки Дианы, это новое ощущение. Правда, видеть ее приходится не так часто, как хотелось бы, потому что живем мы далеко друг от друга. Но когда она приезжает к нам – это такая радость!

"Петербургский дневник": За без малого 40 лет оркестр знал разные времена…

Станислав Горковенко: Это правда. Особенно сложным временем стала перестройка. Нам пришлось стать АНО, а нашими учредителями выступили Союз композиторов и Комитет по телевидению и радиовещанию. Огромное им спасибо за это! Они практически спасли наш коллектив. Моя огромная благодарность Андрею Павловичу Петрову, который убедил тогдашнего губернатора сохранить наш оркестр в таком статусе. Это замечательный человек, и я очень благодарен судьбе за то, что он появился в моей жизни. В 2002 г. накануне 300‑летнего юбилея Петербурга мы стали Губернаторским оркестром. Для нас это означало очень многое. Мы стали государственным оркестром. А это уверенность в завтрашнем дне, это на­дежность, это поддержка, которая помогла нам встать на ноги. А в отношении творчества задачи остались те же, это классика – симфоническая и эстрадная. Сегодня многие сетуют на то, что не хватает профессиональных музыкантов, мало талантов. Катастрофы нет никакой. Да и вообще, как можно предугадать и тем более "распределить" талант? В то же время это не отменяет поиск способных исполнителей. Мы всегда держим руку на пульсе и среди способных молодых людей стараемся выбрать самых одаренных и талантливых.

"Петербургский дневник": Если бы вас попросили назвать отличительные черты оркестра.

Станислав Горковенко: Это мобильность.

"Петербургский дневник": Неожиданно.

Станислав Горковенко: Потому что музыканты созревают, когда нужно. Это все уходит корнями в те дни, когда мы были оркестром радио. Времени, чтобы долго репетировать, не было, особенно если это были какие‑то фестивали. Нужно было очень быстро посмотреть много новой музыки.

И знаете, что странно… Когда мы занимались записью музыки, самым удачным был всегда первый дубль. Концентрируешь внимание, мобилизуешься – и все. А растягивать репетиции на полгода… Тогда уйдет основное – трепет души, трепет первого свидания. Оно всегда самое запоминающееся, самое дорогое.

"Петербургский дневник": А что бы вы пожелали музыкантам оркестра?

Станислав Горковенко: Понимать и принимать друг друга. Потому что любой, пусть даже самый талантливый оркест­рант должен чувствовать плечо другого музыканта (о солистах я не говорю). Чтобы постоянно было чувство ансамбля. А достичь этого можно только тогда, когда поставишь себя на место этого человека. Я за коллективизм в искусстве, конечно, когда говорю об ансамблях. В каждом человеке есть хорошее, и надо обязательно стараться быть лучше. Но самое главное – не быть равнодушным. Это для меня самое страшное.

"Петербургский дневник": Вас называют одним из главных хранителей истинного петербургского стиля. А что для вас значит этот город?

Станислав Горковенко: Ничего лучше Ленинграда – Санкт-Петербурга я в жизни не видел. Это такой уникальный город, настолько весь продуманный. Я во всем вижу мысль – и в оформлении залов, где мы выступаем, и в планировке улиц.

Как‑то рано утром я вышел прогуляться и получил такое огромное удовольствие! Людей не было, а город – живой! И у меня как будто случился разговор с ним. Помните, у Василия Павловича Соловьева-Седого "Разговор с городом" (напевает:"Вдоль парапетов молча бродим мы, Сухие листья вороша. Чем дольше путь, чем больше пройдено, Тем горячей поет душа"). Поговорил с ним – и сразу такое удовлетворение, такое спокойствие… Вот и я разговариваю с Петербургом.

  • Текст
  • Марина Алексеева