twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Валидаторный распил: в деле борьбы с коррупцией неприкосновенных нет

В управлении Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленобласти "Петербургскому дневнику" рассказали о том, во что в итоге вылилось нашумевшее "дело о валидаторах".

У многих петербуржцев еще не стерлось из памяти громкое "дело о валидаторах", когда на скамье подсудимых оказались сразу несколько высокопоставленных сотрудников СПб ГКУ "Организатор перевозок", уличенных в том, что они обогащались, продавая "левые" проездные билеты. Но, как выясняется, то было лишь "начало большого пути" для вышеупомянутого госучреж­дения. В ходе следствия по первому делу сотрудники УФСБ России по СПб и ЛО нашли еще много интересного – в частности, вскрыв систему получения взяток за предоставление госконтрактов.

Безотказное предложение

В систему учета оплаты проез­да в петербургском общественном транспорте входят не только проездные билеты пассажиров, но и пресловутые валидаторы, висящие на поручнях в транспорте или находящиеся в руках у кондукторов. Но и это лишь видимая часть безналичного финансового айсберга.

Есть еще устройства, которые передают снятую с карточек информацию в специальный центр, где она аккумулируется и обрабатывается. В общем – целая цепочка, для которой нужно подобрать и закупить оборудование, разработать программное обеспечение, а потом интегрировать все это в единую систему, наладить ее бесперебойную работу и преду­смотреть быстрое восстановление в случае возможных сбоев.

Иными словами, для того чтобы, зайдя в автобус, троллейбус или трамвай, мы могли просто приложить карточку к яркой коробочке на поручне, не пересчитывая в давке монетки и не передавая их "на билетик", нужно сделать очень и очень многое.

На все это есть фирмы-поставщики, которые определяются по результатам конкурсных процедур. При этом надо учитывать один нюанс: оборудование это довольно специфическое, его еще надо найти и договориться с производителем, наладить с ним контакт, зарекомендовать себя. Поэтому фирмы, один раз вступившие на "валидаторную" стезю, прикладывают максимум усилий, чтобы не выпасть из обоймы. То же самое, естественно, справедливо и по отношению к создателям других интегрированных решений со столь сложной архитектурой. Логично предположить, что, когда коррупция просачивается буквально везде, хорошие отношения с чиновниками, распоряжающимися соответствующими бюджетами, будут иметь существенное, если не ключевое значение для того, чтобы как следует закрепиться в желанном сегменте рынка…

Как рассказали "Петербургскому дневнику" на Литейном пр., 4, этим и решили воспользоваться первый заместитель председателя Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга Игорь Маилов и директор СПб ГКУ "Организатор перевозок" Владимир Михайлов. Через своих подчиненных Дениса Толмачева, Владимира Алешковского и Михаила Шипунова они выстроили цепочку до коммерсантов, попытавшись сделать им то самое "предложение, от которого нельзя отказаться".

Как показал на следствии Маилов, о созданной схеме знал и получал с нее свой навар и сам председатель Комитета по транспорту Станислав Попов.
Справедливости ради стоит уточнить: в настоящее время все эти чиновники в силу понятных причин покинули Смольный и не имеют к администрации Санкт-Петербурга никакого отношения.

Неприкосновенных нет

Первыми в поле зрения фигурантов дела попали петербургские предприниматели – отец и дочь Маковы. Их компании "СТЭК" и "МФ Тариф" не просто давно работали на рынке платежных систем – фактически они стояли у истоков создания той системы, которая была принята в Санкт-Петербурге, поэтому в случае проигрыша терять наработки им было бы особенно обидно. Этим и воспользовались недобросовестные госслужащие: Маковым было предложено возвращать 10 % от суммы каждого контракта, за что им гарантировали победу в конкурсном отборе. В принципе сделать это не так уж и сложно, если устроитель и участник работают рука об руку.

В народе подобная процедура получила название "откат", а в юридической терминологии это квалифицируется как злоупот­ребление должностными полномочиями.

Но, как выяснило следствие, Маковы платили эти суммы не из средств, перечисленных им по контракту, а из других источников, что подтверждалось банковскими проводками. А это уже не откат, а тривиальная взятка. Таких взяток набралось на 8 млн руб­лей на всех организаторов схемы. По нынешним меркам – поч­ти ничего. Возможно, поэтому и получили бывшие госслужащие "по‑божески".

Самих бизнесменов в силу важности данных ими показаний и того, что к расхищению госсредств они фактически оказались непричастны, было решено к ответственности не привлекать.

Дела Маилова и Михайлова рассматривались в особом порядке и закончились обвинительными приговорами: Маилову за превышение должностных полномочий суд назначил 3‑летний запрет занимать госдолжности со штрафом 3 млн рублей, Михайлову дали 5 лет условно за то же превышение должностных полномочий и мошенничество. Шипунов избежал наказания по болезни. Для Толмачева прокурор запросил 1,5 года колонии-поселения, а для Алешковского – 2,5 года в аналогичных условиях. Последний в отличие от подельников до самого конца так и не признал своей вины. Но как бы то ни было, оба "героя" попали под амнистию.

По словам сотрудников УФСБ России по СПб и ЛО, которые вели это дело, самым тягостным в нем было поведение фигурантов, то, насколько легко они от работы во благо города и его жителей переключились на незаконное самообогащение.

"В массовом сознании чиновник-коррупционер – это такой нехороший обитатель высоких кабинетов, который сам ничего не умеет и не хочет, кроме воровства. Так вот, к нашим "героям" это не относится никак: они были высококлассными профессионалами, прекрасно знавшими свою работу и очень много сделавшими для внедрения в транспортную сферу Санкт-Петербурга новейших технологий, повышающих ее эффективность", – рассказали чекисты.

Почему люди, успевшие про­явить себя как достойные оказанного им доверия, затем преступили закон – вопрос сложный, и мы, конечно, не рассчитываем найти ответ на него в рамках одной газетной статьи. Может быть, наши герои считали себя недооцененными на службе, а свое законное вознаграждение – не соответствующим результатам своей деятельности? Или, быть может, полагали, что специалистов такого уровня право­охранители трогать не решатся – дескать, без них все перестанет работать?

Так или иначе, второе "дело о валидаторах" наглядно показало: в деле борьбы с коррупцией нет неприкосновенных. И, как говорят наши собеседники в петербургском УФСБ, не будет их и в будущем!