Черный понедельник
политолог:
Много лет назад в США произошло событие, впоследствии получившее название «черный вторник». С этого дня в мире началась «Великая депрессия», которая привела к мировой инфляции и великим потрясениям.
С той поры каждое потрясение на финансовых и прочих рынках получает наименование «черного дня». Америка – единственная страна, вышедшая из депрессии окрепшей, и заслуга в этом президента Франклина Рузвельта. Хотя в самих Штатах существует и другая точка зрения на его политику. В самом деле: почему другие страны, процветавшие в канун войны (например, Аргентина или Венесуэла), в наши дни влачат жалкое существование? Рузвельт вошел в историю мировой экономики как политик, внедрявший в жизнь принципы госрегулирования. Но в Аргентине или Венесуэле тамошние правители занимали антиамериканскую позицию, расширяя принципы госрегулирования и ограничения свободного рынка, сделав ставку на сырье: в первом случае на мясо, во втором – на нефть. Не помогло. В то же время Китай, взявший курс на твердые рыночные позиции, начал стремительный подъем вверх, не зацикливаясь на идеологии и приближаясь к США и Евросоюзу по основным параметрам экономического развития.
Слабости Китая в мире и в самом Китае хорошо известны: это зависимость от сырьевых рынков, малая достоверность статистических данных и высокая степень импортоориентированности. США, обеспечив себе в послевоенном мире долговременное превосходство, порой переходящее в откровенную гегемонию, поставили в качестве долговременной цели борьбу с нарастающей экономической мощью Китая. Страхи Америки и лично президента Обамы подогревались американскими военными аналитиками, не сомневавшимися в созданной ими самими концепции о связи экономической и военной мощи. В разработанной для Обамы концепции оборонной стратегии США до 2030 г. проводится последовательная мысль о необходимости готовить страну к вероятному столкновению с КНР. Китай в этих условиях решил пойти на радикальное сближение с Россией и объявил себя лояльным участником БРИКС и ШОС. Но вслед за этим заявил о корректировке валютного курса. Что, по идее, должно было ускорить приближение «великой китайской мечты» – присоединение юаня к пулу резервных валют – доллару, евро, швейцарскому франку и британскому фунту. Этот шаг был в высшей степени рискованным. Но азарт игрока – это основная черта национального характера китайцев.
Сегодня США, обеспечив себе долговременное превосходство, считают своей задачей борьбу с нарастающей экономикой Китая.