Яндекс.Метрика
  • Анна Муравьева

Кто мутит воду в Неве

Прогулочный корабль "Москва" высаживает пассажиров на набережной Робеспьера. Новую группу туристов из Китая встречает девушка в русском сарафане и кокошнике. Проверяющих из числа представителей транспортной прокуратуры, Росприроднадзора и городских властей не встречает никто. Пассажиры занимают места на корабле, делают селфи на фоне инспекторов.

Проверки соблюдения требований экологического законодательства выявляют все новые нарушения на реках и каналах Санкт-Петербурга.

Прогулочный корабль "Москва" высаживает пассажиров на набережной Робеспьера. Новую группу туристов из Китая встречает девушка в русском сарафане и кокошнике. Проверяющих из числа представителей транспортной прокуратуры, Росприроднадзора и городских властей не встречает никто. Пассажиры занимают места на корабле, делают селфи на фоне инспекторов.

Проверяющих интересуют документы, подтверждающие, что компания, владеющая  судном, соблюдает порядок сдачи нефтесодержащих (или иначе - льяльных) и сточных вод. С этим на судне все более или менее в порядке. Но корабль дальше не едет, пассажиры скучают. Выясняется, что на судне нет капитана, точнее документов, подтверждающих официальный статус "старшего". "Это какое-то недоразумение. Все документы в офисе, сейчас их привезут", - рапортуют на корабле. Без них капитан управлять кораблем не имеет права, а значит, туристы и команда остаются скучать на палубе в ожидании бумаг. А инспекторы отправляются дальше.

"Сейчас в Петербурге 29 организаций имеют право проверять пассажирские суда. Это очень много, учитывая, что они проводят по 2-3 проверки за 4,5 месяца навигации",  - рассказал президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Евгений Зубарев.

И тем не менее, вопросов к кораблям и катерам в акватории Петербурга остается много.

"За последнее время случаи обнаружения загрязнения акватории увеличились в два раза. Часто это некрупные  "радужные" загрязнения. Это косвенно свидетельствует, что это сбросы с судов, а не из канализационных выпусков, которые еще действуют в городе", - рассказал начальник отдела координации аварийных работ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Игорь Березин. Сейчас полномочиями проверять, как компании организуют сдачу отработанных вод, наделена лишь транспортная прокуратура.

"Кроме того, компании, которые раньше занимались приемом льяльных и сточных вод, ушли с рынка. Потому что перестали сдавать, и это направление стало невыгодно",  - заключил Игорь Березин.

Чтобы у владельцев судов была альтернатива сбрасыванию отходов за борт, функции приема вод была передана подведомственному комитету ГУП "ПИЛАРН". Этим же с недавнего времени занимается еще одна частная компания. Деятельность убыточна: за 1 кубометр сданных сточных и льяльных вод судно платит 1500 руб. Около 1000 руб. – стоимость переработки. 

Сейчас, по данным Евгения Зубарева, в городе 230 судов, которыми владеют 30 компаний. Известно также, что ГУП "ПИЛАРН" заключил 27 договоров и уже принял более 50 тыс. тонн нефтесодержащих вод. Сточные воды - через посредника - принимает ГУП "Водоканал".

Прогулочное судно "Альдемарин" - типичный "канальник". Такие возят отдыхающих по водным экскурсиям по рекам и каналам. Если верить судовому журналу, мусор, льяльные и канализационные воды здесь сдавали почти месяц назад.

"Журнал, который определяет сдачу нефтепродуктов и мусора, ведется с грубыми нарушениями. По этим данным – последняя сдача была 14 июля. То есть получается, что с этого времени они не сдавали ничего", - подвел итоги проверки заместитель директора ФБУ "Балтийская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" Александр Зорохов. 

"Все документы в офисе, недавно сдали на проверку", - услышали знакомый ответ проверяющие. Теперь за нарушение требований к охране водных объектов компании может грозить штраф от 30 до 40 тыс. рублей. 

Третий объект, который решили проверить входе рейда, не имел вообще никаких документов. У аквахостела, пришвартовавшегося у Ждановской набережной, не нашлось не только свидетельств о предотвращении загрязнений, но и основных документов на право осуществления деятельности. Имеет ли хостел договоры на водопользование, подключение к городским коммуникациям, предстоит разбираться.

Подобные проверки, заверяют в Комитете по природопользованию, планируется проводить до конца навигационного периода.

Видео: "ПД"

Закрыть