twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Вопрос «Как заинтересовать книгой ребенка?» стал главным на «детском» дне Книжного салона

Третий день Санкт-Петербургского Международного книжного салона был объявлен детским. Широкий спектр литературы о детях и собственно для них самих был представлен на стендах в Михайловском манеже. Петербургские авторы вели презентации своих книг, написанных для юного поколения и иллюстрированных с его помощью.

В полдень писательница Надежда Кузнецова, автор рассказа в стихах "Дядя Леня", посвященного работе подростков на Кировском заводе в 1942 году, представила публике свою книгу. Трогательная история о мальчике, который работал на заводе и повредил руку на станке, была проиллюстрирована работами воспитанников художественной студии "Этюд". Сами маленькие художники на встречу не пришли, так как в этот день для них, за помощь в оформлении книги, была организована экскурсия.

Для обложки этого короткого произведения, которое было написано на конкурс, организованный Союзом писателей, автор выбрала фотографии военных лет. А форзац оформили зеркально: с одной стороны портреты современных детей – с другой стороны люди, давшие жизнь нашему поколению, и защитивших страну в Великую отечественную войну. Так, по замыслу издателя, юные читатели лучше почувствуют связь времен.

По словам Надежды Кузнецовой, дети не сразу смогли проиллюстрировать ее стихотворный рассказ. У многих из них не было понимания, что такое война. Именно поэтому им много показывали фотографий военного времени, как выглядел Кировский завод, как выглядели их ровесники, которые работали иной раз и по две смены, многие из них остались сиротами.

"Только увидев фотографии, дети смогли уловить атмосферу, и сделать иллюстрации", - рассказала Надежда Кузнецова. На презентации автор представила свои любимые работы, вошедшие в книгу, зачитала отрывки стихотворения. Надежда Кузнецова не в первый раз сотрудничает с маленькими художниками студии "Этюд".

До работы "Дядя Леня" была выпущена еще одна книга с детскими иллюстрациями, юные художники изобразили животных, которые являются главными героями рассказа. Спустя час после этой презентации педагоги, издатели и писатели обсуждали одну из главных проблем современности – как увлечь детей чтением книг.

Наталья Свирина, кандидат педагогических наук, рассказала о своих исследованиях, которые подтверждают, что, увы, процесс чтения уходит из жизни современного ребенка. В основном, детям-дошкольникам читают на ночь мамы и бабушки, папы к этому процессу подключаются за редким исключением.

Чем старше становится ребенок, тем реже он читаете книги помимо школьной программы, и родители, не настаивают на том, чтобы чтение стало хобби. Это происходит потому, что мамы считают школьную программу по литературе и так достаточно загруженной. Произведения приходится читать длинные, много осмыслять, и должно еще оставаться время и на другие уроки.

Впрочем, другие участники дискуссии, высказали противоположные точки зрения, в частности прозвучало, что о каждом следующем поколении говорят, будто он мало читает, тем не менее, Россия постоянно держит верхние строчки в рейтингах самых читающих стран. Современные дети, действительно, порой плохо знают российских авторов, но прекрасно ориентируются в западной литературе.

И это произошло от того, что 20 век стал золотым веком отечественной переводческой школы. На русский язык были переведены тысячи книг, которые теперь любимы и современными подростками.

По словам Аллы Наумовой, директора петербургского отделения издательства "Детгиз", каждый год перед издателями встают вопросы, как привлечь внимание детей к классике. Для этого выпускаются специальные серии книг, к примеру, к юбилею Михаила Ломоносова, Михаила Лермонтова, при чем, каждый раз к известным фактам ищется новый подход.

Алла Наумова отметила, что авторы, которые "в материале", выполняют свою работу блестяще, и книги можно "проглотить" за вечер. К числу таких книг, от которых дети приходят в восторг, относятся и произведения Валерия Воскобойникова. На встречу с ним в Красный шатер у Михайловского манежа заглянули десятки петербургских ребят. Валерий Михайлович представлял свои книги о детстве выдающихся людей – Овиценны, Томаса Эдисона и других.

Много лет автор ставит перед собой задачу рассказывать современным детям о том, как их ровесники постепенно приходили к своим достижениями, о коллизиях и нелепых экспериментах, которые дали неожиданные результаты.

"Однажды я ехал в трамвае мимо цирка, и мне в голову пришла идея, что надо рассказать о детстве знаменитых людей, - сказал Валерий Воскобойников, - эта мысль меня так зацепила, что я вышел на наб. Фонтанки и отправился пешком на Обводный канал, где тогда жил, обдумывая свою идею".

Мысль действительно оказалась интересной, это подтверждают тиражи выпущенных книг. Валерий Воскобойников представил разные издания своих историй, есть тома, где многие его работы объединены, но есть и отдельные книги о каждом известном человеке.

В завершении встречи ребятам, с интересом слушавшим Валерия Воскобойникова, предложили написать необычные письма, адресат которых они сами, но через 15-20 лет. Дети, впечатленные рассказами, смело фантазировали в письмах не только о своем будущем, но и о том, каким будет мир вокруг них.

  • Текст
  • Тамара Панченко