• Екатерина Шабанова

Петербургские ученые выдвинули свою версию происхождения жизни на Земле

Уникальное открытие, приоткрывающее тайну возникновения жизни на Земле, сделали кристаллографы СПбГУ. Ученые провели исследование горных пород в районе Мертвого моря в Израиле и обнаружили в образцах пород минералы, необходимые для появления живых организмов. Среди них кристаллографы СПбГУ выявили сразу пять абсолютно новых, до сих пор неизвестных в природе минералов – фосфидов. Эти минералы интересны потому, что фосфор – один из главных химических элементов, необходимых для существования живых организмов: он входит в состав ДНК вместе с другими молекулами, без которых не может существовать живая клетка.

Ранее считалось, что источником фосфора на планете Земля были метеориты. "Была гипотеза того, что фосфор в виде фосфидов был занесен на Землю метеоритами, а собственного источника фосфора на Земле не было. Она в принципе имела хороший бэкграунд", – отметил доцент кафедры кристаллографии СПбГУ Сергей Бритвин.

Открытие петербургских ученых доказывает, что химические элементы, необходимые для зарождения жизни, существовали на Земле и без метеоритов. Почему редкие минералы образовались именно в окрестностях Мертвого моря, до конца неясно. Ученые предполагают, что фосфиды образовались из фосфатов при восстановительном горении. При таком горении кислород поступает не из воздуха, а из самого вещества, находящегося в пламени, в результате чего оно восстанавливается.

По словам Сергея Бритвина, к образованию фосфидов в огромной пустыне Негев (территория Израиля и Иордании) могло привести горение толщ Земли. Ученый предположил, что масштабный пожар могли застать древние люди. "Может быть, самые древние люди, которые жили в окрестностях Мертвого моря, видели конец горения этих толщ, и такие понятия, как ад и огонь, падающий с неба, возникли из тех древних преданий", – сказал Сергей Бритвин.

По словам заведующего кафедрой кристаллографии СПбГУ Сергея Кривовичева, открытие петербургских ученых по достоинству оценили зарубежные коллеги. Результаты исследований структуры фосфидов и их свойств, а также новая концепция зарождения жизни на планете были опубликованы в Scientific Reports – престижном международном научном журнале из группы Nature. Сергей Кривовичев отметил, что, конечно, ответа на главный вопрос – вопрос происхождения жизни открытие петербургских исследователей не дает. Хотя это исследование может дать толчок к появлению новых гипотез возникновения живых организмов.
"Это маленький кусочек вопроса происхождения жизни на Земле, ответ на один маленький вопрос – что являлось источником фосфора", – сказал Сергей Кривовичев.