Яндекс.Метрика
  • Сергей Ильченко

Гранит нашей памяти

В канун юбилея Победы приходилось слышать рассуж­дения об отсутствии у молодых россиян исторической памяти. Мол, толком даже не знают ни про Курскую дугу, ни про Сталинградскую битву.

комментатор:

В канун юбилея Победы приходилось слышать рассуж­дения об отсутствии у молодых россиян исторической памяти. Мол, толком даже не знают ни про Курскую дугу, ни про Сталинградскую битву.

Однако один микроэпизод, случившийся с автором этих строк, заставил усомниться в справедливости таких обвинений. Дело было на Невском пр., по которому я двигался после просмотра новой версии повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…". Взойдя на Аничков мост, бросил взгляд на гранитный постамент, где высился один из четырех клодтовских коней. Взгляд уперся в тот самый след, который оставил на гранитном пьедестале памятника разорвавшийся во время блокады снаряд. А рядом стояла небольшая группа юношей и девушек, и о чем‑то они горячо спорили. Краем уха услышал слова "война", "блокада".

Прислушался. Один из юношей, указывая на отметину в граните, горячо убеждал: "Вот что они сделали с нашими памятниками! А если бы кони Клодта здесь стояли!?" И вдруг я услышал, как одна из девушек ответила: "А я знаю! На колоннах Исаакиевского собора есть еще один след от снаряда! И он тоже со времен войны". Далее вслушиваться в разговор молодого поколения я не стал, потому что понял: этим ребятам нет нужды объяснять, что такое война и блокада. Они это знают и чувствуют, ибо видели ее ужасные следы, оставшиеся словно в назидание потомкам.

Хотя, наверное, стоило бы им рассказать о том, как с первых дней войны сотрудники Музея городской скульптуры защищали и укрывали памятники Ленинграда от бомбежек и обстрелов. Как снимали вручную с постаментов на Аничковом мосту четверку клодтовских коней и как их же закапывали в землю в саду Дворца пионеров. Как укрыли Медного всадника и памятник Петру I у Инженерного замка, памятники Николаю I, Ленину (у Финляндского вокзала и Смольного), Кирову, Крузенштерну, Крылову. Укрыли и сфинксов на набережной у Академии художеств. А еще – собирали мемориальные доски со всего города и прятали их в Благовещенской церкви.

Мы помним слова Достоевского о том, что красота спасет мир. Оказалось, что саму красоту сотрудникам музея пришлось спасать в суровых условиях войны и блокады. Красоту спасли. Только вот на одной из колонн Исаакия остался след войны. И, проезжая мимо, смотришь на нее, как на многое испытавшего культурного "инвалида" войны. Этот гранитный след навсегда остался в нашей памяти. И эта память в наших сердцах и душах тверже любого гранита.

Пока мы помним о войне, никто у нас, наших детей и внуков не отберет Победу, которая принесла миру освобождение от фашизма.