Яндекс.Метрика
  • Андрей Соколов

Морской корпус Петра Великого: история все расставила по местам

На наб. Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге стоит дом, на котором висят десятки мемориальных досок с именами многих славных сынов Отечества – столько нет больше нигде в Северной столице, да и, пожалуй, нигде вообще. Это Морской корпус Петра Великого, а прежде – созданная ровно 300 лет назад, в 1715 году, Морская академия.

На наб. Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге стоит дом, на котором висят десятки мемориальных досок с именами многих славных сынов Отечества – столько нет больше нигде в Северной столице, да и, пожалуй, нигде вообще. Это Морской корпус Петра Великого, а прежде – созданная ровно 300 лет назад, в 1715 году, Морская академия.

На досках белого мрамора высечены имена многих знаменитых соотечественников, учившихся в Морском корпусе Петра Великого и прославивших Отечество не только на морях, но и во многих других областях.

Питомцы Морского корпуса Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский совершили первое российское кругосветное плавание. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев увековечили свои имена как первооткрыватели Антарктиды. На досках – имена боевых адмиралов Федора Ушакова, Павла Нахимова и Владимира Корнилова, адмирала Александра Колчака, ставшего верховным правителем России и расстрелянного потом большевиками, создателя первого толкового словаря русского языка Владимира Даля, великого русского художника-баталиста Василия Верещагина, композитора Николая Римского-Корсакова, создателя первого в мире самолета Александра Можайского, изобретателя вертолета Игоря Сикорского, а также советских адмиралов и морских офицеров, отважно защищавших родину в годы Великой Отечественной войны.

Морская академия была соз­дана в Санкт-Петербурге на базе мореходных классов Навигацкой школы, основанной Петром I. В 1752 году она была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус.

Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, в 1791 году в нем обучались около тысячи человек. В 1812-м многие выпускники приняли участие в войне с наполеоновской Францией. В 1867 году Морской корпус переименовали в Морское училище. Звание "гардемарин" стало присваиваться его выпускникам, которые отправлялись в годичное плавание, после чего производились в чин мичмана.

С 1906 году был проведен ряд преобразований, основанных на реализации опыта Русско-японской войны. Однако в марте 1918 года после драматических событий 1917-го оно прекратило свою деятельность.

Советские времена

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде курсов командного состава флота. Слушателей набирали из матросов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1926 году курсам присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. Курсанты 1-го и 2-го курсов в июле-августе 1941 года участвовали в боях в составе 1‑й отдельной бригады морской пехоты. По окончании войны они участвовали в параде Победы на Красной пл. Пятьдесят два выпускника училища в ходе войны удостоились звания Героя Советского Союза.

В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ им. М. В. Фрунзе было объеди­нено с ВВМУПП им. Ленинского комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский военно-морской институт. А сейчас оно называется Морским корпусом Петра Великого.

В наши времена самым знаменитым учеником этой морской кузницы кадров стал адмирал Николай Кузнецов. Он родился в крестьянской семье. В 1919 году в возрасте 15 лет вступил в Северо-Двинскую военную речную флотилию. C 1922 года служил в Петро­граде, учился в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе, которое окончил с отличием. Служил на крейсере "Червона Украина", первом из построенных в СССР крейсеров. В 1929‑1932 годах Николай Кузнецов был слушателем Военно-морской академии, которую также окончил с отличием.

В августе 1936 года Николай Кузнецов был отправлен на гражданскую войну в Испанию, где стал главным военно-морским советником республиканского правительства под псевдонимом дон Николас Лепанто (в честь великой морской победы Испании). Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал прием транспортов из СССР.

Самый молодой нарком

Вскоре его перевели в Москву, и в 1939 году 34‑летний Кузнецов был назначен народным комиссаром Военно-морского флота (ВМФ). Он стал самым молодым наркомом в СССР.

Как отмечают историки, Николай Кузнецов внес большой вклад в укрепление обезглавленного чистками флота перед войной; провел ряд крупных учений, лично посещал корабли, энергично решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии Нахимовских училищ).

При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ. Двадцать четвертого июля 1939 года по его инициативе введен День Военно-морского флота.
При введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала.

Благодаря Кузнецову флот в отличие от сухопутных сил оказался готовым к отражению атаки гитлеровской Германии. В ночь на 22 июня адмирал, вопреки приказу Жукова и Тимошенко "не поддаваться на провокации", распорядился привести флот в полную боеготовность. В результате при нападении он не потерял ни одного корабля, а встретил немцев организованным огнем.

Во время войны Кузнецов энергично руководил флотом, умело координируя его действия с операциями Вооруженных сил. Стал адмиралом флота, это звание было приравнено к званию Маршала СССР.

В сентябре 1945 года Н.Г. Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза.

Черная полоса

Была в его жизни и черная полоса. В 1947 году он смело выступил против предложений Сталина разделить Балтийский флот на две части. Этого ему не простили. Кузнецов был снят с поста главкома, а позднее оказался под судом вместе с группой военачальников по наду­манным обвинениям. Будто в 1942‑1944 годах они без разрешения правительства передали Велико­британии и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, а также секретные морские карты. Военная коллегия Верховного суда СССР признала Н. Г. Кузнецова виновным, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Его отправили служить на Дальний Восток.

После смерти Сталина Кузнецов снова возглавил флот. Однако у него испортились отношения с Жуковым. Были у него и разно­гласия с Хрущевым, который возражал против строительства в ­СССР крупных кораблей. Под предлогом взрыва на линкоре "Новороссийск" Кузнецова сняли с должности, хотя в это время он находился в отпуске по болезни, и отправили в отставку с унизительной формулировкой "без права работать во флоте". Сегодня история все расставила по местам.