Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Прото­иерей Михаил Браверман: Бог сотворил этот мир для счастья

Девятнадцатого января православные верующие отметят праздник Крещения Господня. О том, стоит ли кидаться в ледяную прорубь после долгих новогодних застолий, и об истинном смысле праздника рассказывает прото­иерей Михаил Браверман.

Девятнадцатого января православные верующие отметят праздник Крещения Господня. О том, стоит ли кидаться в ледяную прорубь после долгих новогодних застолий, и об истинном смысле праздника рассказывает прото­иерей Михаил Браверман.

"Петербургский дневник": В чем богословский смысл приближающегося праздника?

Михаил Браверман: В древности Рождество и Крещение сына Божьего праздновались в один день под общим названием "Богоявление". Смысл двух праздников в том, что Бог являет себя миру. На реке Иордане Господь принял крещение от пророка Иоанна. Крещение как погружение, обливание водой в древнем мире было знаком очищения от грехов. Тогда люди входили в воды Иордана и там символически смывали с себя грехи. Господь, безгрешный и святой, наоборот, зайдя в эту воду, берет на себя грехи всего мира. И то, что происходило в священной истории, происходит и доныне в церкви. Так мы освящаем воду и молимся, чтобы Гос­подь даровал ей "благословение Иорданово".

"Петербургский дневник": В эти дни во всех районах организуются места для окунания в озерах и водоемах. Купание все‑таки часть традиций или церковное действо?

Михаил Браверман: В России всеобщей традиции купания на Крещение как таковой никогда не было, она по­явилась после советского периода. Но эта новая традиция мне нравится – если люди воспринимают это не как замену походу в церковь, а как заботу о здоровье. Вообще в проруби хорошо купаться, и не только в Крещение. Я сам обязательно купаюсь в этот праздник, но для меня это часть физической культуры. Не воспринимаю купание на Крещение как что‑то несущее мистичес­кий смысл. Хотя, конечно, мы стараемся сопровождать молитвой любое свое действие. Купание в проруби – замечательная традиция еще и потому, что мы живем на севере. У нас большей частью зима, и, конечно, надо приучаться жить радостной и полной жизнью, несмотря на такие условия.

"Петербургский дневник": Некоторые делают из этого веселый отдых или ныряют "на слабо", чем гордятся весь год. Стоит ли таким образом себя проверять?

Михаил Браверман: Невелика добродетель – прыгнуть в прорубь. Важно, чтобы человек все делал с разумением. Отпраздновать все новогодние дни, лежа на диване, а потом вдруг ухнуть в прорубь – это может быть просто опасным для здоровья. Надо помнить о том, что купание при морозе – сильнейший стресс для организма. Конечно, хорошо бы проконсультироваться у доктора, если делаешь это в первый раз. Гораздо важнее, чтобы люди в эти дни были в храме, возносили Богу свои молитвы, ведь Господь ждет от нас не купания, Он ждет обращения наших сердец.

"Петербургский дневник": В народе бытует мнение, что окунание в прорубь смывает все грехи – ради такого можно и померзнуть.

Михаил Браверман: Такие мнения возникают потому, что люди очень плохо знают учение церкви. Подумайте: мы нарушаем Божьи заповеди, совершаем плохие поступки – и вдруг ни с того ни с сего они прощаются нам потому, что мы залезли в холодную воду. Надо просить прощения у людей, которых мы обидели, у Господа, который даровал нам заповеди, нужно учиться жить по‑христиански. Если мы подготовились духовно, приехали на озеро, помолились, попросили, чтобы Господь освятил эту воду, – Господь отвечает на просьбу своих детей. Если мы с молитвой погрузились в нее, то это нам в оздоровление душ и тел. Эту же воду можно попить, умыться, вовсе не обязательно туда нырять.

"Петербургский дневник": В дни крупных православных праздников даже те, кто не живет церковной жизнью, с удовольствием присоединяются к традициям – освещают куличи, дарят вербу. Это может стать первыми шагами на духовном пути?

Михаил Браверман: Это действительно показатель того, что у людей всегда есть тяга к духовной жизни, даже если они пока еще не пришли в церковь. И еще это знак того, что в архетипе нашего поведения лежит православие. Хорошо, чтобы человек приходил к Богу сознательно, чтобы все действия приводили его к определенной цели. Господь ждет от нас не освящения куличей или каких‑то внешних действий, а наших сердец. Все остальное должно стать проявлением любви к Богу. Как говорят богословские книги о цели Творения, Бог сотворил этот мир для полноты жизни человека – для счастья.