Дело об убийстве ректора СПбГУСЭ Александра Викторова вернулось в суд
В Ленинградском областном суде проходят повторные слушания по делу петербуржца Виталия Ковалева, обвиняемого в организации убийства ректора Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПб ГУСЭ) Александра Викторова. Весной прошлого года Ленинградский областной суд на основании оправдательного вердикта присяжных вынес Ковалеву оправдательный приговор и подсудимый был освобожден в зале суда. Правда, на свободе Ковалеву оказаться так и не удалось, поскольку одновременно с этим делом он является фигурантом другого, которое расследуется в Москве. Там его обвиняют в организации серии разбоев. Повторное же рассмотрение дела об организации Ковалевым убийства Викторова в Ленинградском областном суде стало возможным после того, как Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор. Теперь дело Ковалева будет рассматриваться под председательством уже другого судьи и в совершенно ином составе присяжных заседателей.
Это громкое преступление произошло около 19.00 5 сентября 2012 г. Александра Викторова, 61‑летнего ректора СПб ГУСЭ, застрелили прямо во дворе его загородного дома во Всеволожске. Одна из пуль киллера настигла и его супругу, приехавшую домой вместе с мужем: женщина получила пулевое ранение в бедро. Как тогда выяснили следователи ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу, киллеров было несколько и они очень тщательно готовились к исполнению заказа. Один из них поджидал жертву около дома, другой дежурил на дороге и координировал обстановку по рации.
Следователи "рыли", что называется, и денно и нощно. И уже 30 сентября были задержаны Вячеслав Макаров, Андрей Елисеев и Виталий Ковалев, ранее уже привлекавшиеся к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. По версии следствия, непосредственно расстрелял ректора именно Елисеев, выпустивший не менее пяти пуль. Макаров же исполнял роль водителя и помощника. В частности, он отслеживал маршрут ректора, катаясь за ним по городу в течение нескольких дней, раздобыл машину с липовыми номерами, купил камуфляжную куртку и кепку для Елисеева.
Ни Макаров, ни Елисеев особо не кочевряжились и дали признательные показания в совершении преступления. Некоторое время назад Всеволожский суд приговорил их за это убийство. Елисеев получил 13 лет лишения свободы, а Макаров – 9,5. Их хладнокровие и невозмутимость вкупе с уверенностью в абсолютной правильности содеянного (мол, работа такая) позволили им даже высказать некоторое недовольство излишней, по их мнению, строгостью приговора.
Что же касается организатора убийства, то, по версии следствия, им как раз и являлся Ковалев, по делу которого Ленинградский областной суд вновь закрутил маховик судебного разбирательства. Следователи уверены, что именно Ковалев подкупил Елисеева и Макарова, вручил им оружие и описал будущую жертву. Так это или не так, будет вновь разбираться суд, заседание которого носило чисто "технический" характер: сторонами заявлялись ходатайства, обсуждался формат процесса. Следующее заседание, вероятнее всего, будет посвящено отбору коллегии присяжных заседателей.
Сам Ковалев во время всего судебного процесса придерживался одной позиции, занятой им с самого момента задержания: "убийство Викторова не организовывал, Макарова и Елисеева видел мельком в доме в Белоострове, куда приезжал к своему другу". И, как видно по прошлогоднему приговору Ленинградского областного суда, сумел убедить в своей невиновности присяжных, вынесших тогда оправдательный вердикт. Правда, их мнения разделились ровно пополам. Но, как говорится, закон есть закон, а по нему данный расклад трактуется в пользу обвиняемого.
Скорее всего, присяжных не очень убедили показания киллеров, на которые сделало главную ставку гособвинение. Первое, что насторожило судей из народа, – происхождение пистолета с глушителем, из которого был застрелен Викторов. На предварительном следствии Елисеев заявил, что пистолет получил от Макарова, а уже в суде – что от Ковалева. Причем передача оружия состоялась в арендованном доме в Белоострове, в котором, как полагало гособвинение, троица и разрабатывала свой преступный замысел по ликвидации ректора. В суде Елисеев даже особо подчеркнул, что нюансы преступления заранее оговаривались именно с Ковалевым, хотя ранее он утверждал, что весь план обсуждал только с Макаровым. Второй момент, который насторожил присяжных, касался платы за совершенное убийство. Сначала Макаров сказал, что получил деньги сразу после преступления, а уже в суде над Ковалевым – что оплата пришла через несколько дней.
Александр Викторов – лауреат премий правительства РФ в области образования. До СПб ГУСЭ 8 лет занимал пост председателя Комитета по науке и высшей школе. По данным следствия, мотивом преступления явилась коммерческая деятельность университета.