Яндекс.Метрика
  • Дарья Румянцева

В 1892 году впервые прозвучал новогодний "Щелкунчик"

Восемнадцатого декабря 1892 г. в Мариинском театре впервые для широкой публики прозвучали звуки музыки, пожалуй, самого новогоднего балета.

Восемнадцатого декабря 1892 г. в Мариинском театре впервые для широкой публики прозвучали звуки музыки, пожалуй, самого новогоднего балета.

Речь идет о «Щелкунчике» П.И. Чайковского по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». 

Исследователь жизни и творчества П.И. Чайковского искусствовед Ольга Хорошилова рассказала «Петербургскому дневнику», что работа над «Щелкунчиком» Чайковского тяготила и сценарий постановки ему в общем не нравился.

«Впрочем, он не мог не чувствовать, что некоторые вещи из будущего балета ему вполне удались», – говорит Ольга Хорошилова. К примеру, за полгода до премьеры отдельно была издана сюита для «Щелкунчика», и в июле 1892 г. Чайковский исполнил ее в Петербурге в увеселительном саду «Аквариум». 

Сказать, что публика его приняла радушно, – это значит не сказать ничего. После концерта она окружила смущенного композитора плотным кольцом, кто-то даже предложил качать Петра Ильича, но композитор увильнул. Правда, на эстраду его все-таки вытащили. 

Несколько иной прием был в Петербурге 18 декабря 1892 г. Пуб­лика тоже аплодировала, но не так самозабвенно – после триумфа «Спящей красавицы» многим этот балет показался тусклым. Пресса даже обвиняла композитора в том, что он сочинил музыку, «под которую невозможно танцевать». Некоторые писали, что этот балет «скучнейший и нелепейший». 

Правда, критики в основном оценивали танцы и постановку, а не музыку. Чайковский, судя по письмам, оценивал балет сдержанно. И, вероятно, не думал, что ему уготована судьба вечного детского новогоднего хита.

Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана.