В 1892 году впервые прозвучал новогодний "Щелкунчик"
Восемнадцатого декабря 1892 г. в Мариинском театре впервые для широкой публики прозвучали звуки музыки, пожалуй, самого новогоднего балета.
Речь идет о «Щелкунчике» П.И. Чайковского по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Исследователь жизни и творчества П.И. Чайковского искусствовед Ольга Хорошилова рассказала «Петербургскому дневнику», что работа над «Щелкунчиком» Чайковского тяготила и сценарий постановки ему в общем не нравился.
«Впрочем, он не мог не чувствовать, что некоторые вещи из будущего балета ему вполне удались», – говорит Ольга Хорошилова. К примеру, за полгода до премьеры отдельно была издана сюита для «Щелкунчика», и в июле 1892 г. Чайковский исполнил ее в Петербурге в увеселительном саду «Аквариум».
Сказать, что публика его приняла радушно, – это значит не сказать ничего. После концерта она окружила смущенного композитора плотным кольцом, кто-то даже предложил качать Петра Ильича, но композитор увильнул. Правда, на эстраду его все-таки вытащили.
Несколько иной прием был в Петербурге 18 декабря 1892 г. Публика тоже аплодировала, но не так самозабвенно – после триумфа «Спящей красавицы» многим этот балет показался тусклым. Пресса даже обвиняла композитора в том, что он сочинил музыку, «под которую невозможно танцевать». Некоторые писали, что этот балет «скучнейший и нелепейший».
Правда, критики в основном оценивали танцы и постановку, а не музыку. Чайковский, судя по письмам, оценивал балет сдержанно. И, вероятно, не думал, что ему уготована судьба вечного детского новогоднего хита.
Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана.