Выстрел в Смольном: кто и зачем убил Сергея Кирова
Ровно 80 лет назад выстрелом из нагана в Смольном был убит Сергей Миронович Киров. За убийством, обстоятельства которого до сих пор вызывают вопросы, последовали 20 лет жестоких репрессий.
Официальная версия 1934‑1935 гг. поначалу гласила, что за убийством главы партийной организации Ленинграда Сергея Мироновича Кирова стоял заговор "Ленинградского зиновьевского центра". Только спустя много лет, 30 ноября 1990 г., пленум Верховного суда СССР отменил первоначальный приговор на том основании, что такой организации вообще не существовало. Тринадцать человек, расстрелянных по этому делу, были реабилитированы, кроме одного – Л. Николаева, задержанного на месте преступления.
Зимний субботний день
Итак, какая же драма разыгралась в Ленинграде 1 декабря 1934 г.? Во дворце им. Урицкого готовятся к проведению актива Ленинградских обкома и горкома ВКП(б), с докладом должен выступить первый секретарь Ленинградского ОК и ГК ВКП(б) Сергей Киров. Он дописывает доклад (66 блокнотных листков!) в своей квартире на ул. Красных Зорь (ныне – Каменноостровский пр.). В квартире больше никого нет – супруга Мария Львовна вместе с сестрой на даче в Толмачево, у помощницы по хозяйству выходной, кухарку Киров отпустил.
За 2 часа до заседания актива что‑то изменилось, Киров вызывает машину и просит отвезти его к Смольному, чтобы взглянуть на уровень воды в Неве. К Смольному подъехали уже в сумерках.
Тут стоит отметить, что Смольный строго охранялся силами ОГПУ и ЛВО: у главного подъезда дежурили три поста разведки и три милиционера. Вход на третий этаж – только по партбилетам или спецпропускам. При этом у Кирова была и личная охрана, составлявшая, по разным данным, от 12 до 23 человек.
Впрочем, Киров ее игнорировал – в ноябре 1934 г. начальник оперативного отдела Ленинградского ГПУ докладывал в Москву: "Киров по‑прежнему не разрешает охрану". Были случаи, когда Сергей Киров сбегал от охраны, вызывая переполох. Сталин как‑то сказал про это: "Что поделаешь? Не любит Кирыч охраны".
В тот роковой день в вестибюле Смольного Кирова взял под охрану опытный 53‑летний чекист оперативный комиссар УНКВД М. Борисов. Поднявшись по центральной лестнице на третий этаж, Киров повернул направо, свернул из центрального коридора в малый, в конце которого находился его кабинет. По официальной версии, здесь он получил ранение в голову, в результате которого и скончался в течение нескольких секунд.
Первые нестыковки
Место убийства Кирова во всех научных публикациях сходится, но с временем и другими подробностями возникают вопросы. Серьезное недоумение вызывает сравнение показаний охранника Борисова и застигнутого на месте преступления Николаева. Они почему‑то не упоминают друг о друге.
По словам Борисова, он шел по большому коридору за Кировым на расстоянии 20 шагов. Не доходя до поворота в малый коридор, он услышал выстрел, а пока вытаскивал револьвер и взводил курок, услышал второй выстрел.
Рядом с телом Кирова лежал бывший инструктор Института истории партии (уволен за отказ от командировки) Л. Николаев. В момент задержания он не мог дать показаний – был в состоянии шока, заговаривался. Единственное, что смогли разобрать из его слов, – "я отомстил". Первые 2 дня после убийства с Николаевым на допросах, которые были и в присутствии прибывшего Сталина, случались нервные припадки. Показания он начал давать только 3 декабря.
По его словам, 1 декабря он пришел в Смольный, хотя никаких оснований для этого у него не было, и ближе к вечеру неожиданно столкнулся с Кировым в коридоре: "Я заметил, что на большом расстоянии от нас никого нет (!). Когда Киров завернул за угол налево к своему кабинету... я подбежал, шагов за пять вынул на бегу наган из кармана, навел дуло на голову Кирова и сделал один выстрел".
И тут возникает масса вопросов: как нервный, не служивший в армии Николаев сделал такой точный выстрел? Стрелять на бегу из нагана и попасть точно в голову?
Как могло случиться, что опытный охранник Кирова позволил кому‑то вклиниться между ним и охраняемым лицом? Борисов более 4 лет исполнял обязанности одного из двух постоянных охранников Кирова, сопровождал его на охоту и в командировки. Трудно поверить, что Борисов допустил халатность. Однако точно выяснить это вряд ли было возможно. Допрашивали Борисова всего один раз – на следующее после убийства утро он погиб в ДТП на тихой Шпалерной ул., когда его везли к Сталину на допрос. По официальной версии, причиной аварии стала "неисправность передней рессоры" грузовика, в кузове которого сидел Борисов. Потом ходили слухи, что в Ленинградский обком партии приходила супруга Борисова, желавшая поделиться какими-то сведениями, услышанными от мужа. Жизнь свою супруга Борисова в итоге закончила в психиатрической клинике.
Незамеченный электрик
На этом странности "кировского" дела не заканчиваются. Среди 77 протоколов допросов якобы имеются показания свидетеля покушения, которым почему-то не придается значения. Речь о двадцатилетнем электромонтере Смольного С. Платиче (по другим данным, его звали Григорий Платич, или Платоч).
Когда Сергей Киров и преследовавший его Николаев вступили в малый коридор, электрик, стоя на стремянке, проверял под потолком (а высота третьего этажа Смольного – 4,75 м) проводку. Электрик был занят своим делом и среагировал только на выстрел. Услышав его, Платич обернулся и бросил в Николаева то ли отвертку, то ли молоток. Николаев был сбит с ног, и вторая пуля из его револьвера (Николаев говорил, что хотел выстрелить себе в висок) попала в стену. Странно, но сам Николаев ни об электрике, ни об отвертке не говорит.
Причины без ответа
Кажется, что в обстоятельствах убийства разобраться сложно. Что же касается причин трагедии, то узнать их еще более тяжело. Дело ли это рук спецслужб? Виновен ли в этом Сталин? Прямые и косвенные свидетельства слишком противоречивы.
Первое, что сделал Сталин, ступив на перрон Московского вокзала 2 декабря, – дал пощечину главе Ленинградского управления НКВД Ф. Медведю. На другой день было снято со своих постов все руководство Ленинградского управления НКВД. Дочь Сталина Светлана Аллилуева подтверждала, что смерть Кирова ее отец тяжело переживал.
Александр Солженицын в романе "В круге первом", напротив, обвиняет в убийстве Кирова как раз самого Сталина. Есть информация (трудно сказать, насколько она достоверна) о том, что главный редактор газеты "Известия" Бухарин будто бы с ужасом воскликнул: "Вы понимаете, что это значит? Теперь ОН сделает с нами все, что захочет!".
Расстрелы и ссылки
Расследование убийства Кирова обернулось репрессиями. Только за период с 1 декабря по 15 февраля 1935 г. в Ленинграде были арестованы 843 человека, среди них 55 женщин, большинство из которых в возрасте до 35 лет, т. е. имели маленьких детей.
В конечном счете по результатам пяти судебных процессов, касающихся дела Кирова, за 1934-1935 гг. из Ленинграда были высланы 998 человек, к ссылке приговорены 30, к тюремному заключению – 76, 17 человек расстреляны. И это было только начало. В январе 1937 г. по делу о "Параллельном антисоветском троцкистском центре" суду были преданы 17 человек, большинство из которых получили высшую меру наказания.
В марте 1938 г. было рассмотрено дело об "Антисоветском правоцентристском блоке", по которому были обвинены Н. Бухарин, А. Рыков, Г. Ягода – всего 21 человек. Большинство из них были признаны "истинными организаторами убийства Кирова" и приговорены к расстрелу.
Практически сразу после трагедии в Смольном ЦИК СССР принял постановление "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик". Согласно этому документу срок следствия в отношении обвиняемых в подпольной деятельности и "подготовке террористических актов против руководителей Советской власти" сокращался до 10 дней. Обжалование и подача просьб о помиловании не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Этот документ положил начало массовым репрессиям.
Личный аспект
Спустя много лет истинные причины убийства Кирова остаются неясными. Наиболее правдоподобной является версия убийцы-одиночки. Но мотивация под вопросом. Например, рассматривается вероятность убийства из ревности. Но тут стоит отметить следующие факты: Киров был женат, его супруга Мария Маркус была на 4 года старше мужа, с возрастом располнела, постоянно болела. Сергей Киров относился к супруге с теплотой, беспокоился о ее здоровье, слал письма из командировок.
Что же представляла собой Мильда Драуле (супруга Николаева), которой молва приписывала роман с Кировым? Люди, знавшие ее, описывали Драуле как простоватую, скромную, она "ничего особенного как женщина из себя не представляла". Старый большевик А. Тамми свидетельствовал, что "Сергей Миронович был чистым человеком, и подозревать его в тайной связи нет никаких причин".
Взвесив все за и против, наиболее вероятна все-таки версия случайного убийства, совершенного психически неуравновешенным человеком. Леонид Николаев был болезненным мужчиной невысокого роста – 1,5 м. За время трудовой деятельности он сменил 13 (!) мест службы. На первых допросах про убийство говорил, что сделал это под влиянием психического расстройства.
Он нравился всем
На свою беду Киров подвернулся под руку неврастенику, выместившему на нем все свои обиды и сделавшему заложниками огромное количество невинных людей.
Сергей Миронович Киров успел проработать в Ленинграде 8 лет 10 месяцев и 16 дней. Он полюбил город и пришелся по душе ленинградцам. Чего стоило его высказывание о строящемся жилье в Ленинграде: "Нужно, чтобы везде, на улицах и площадях, рабочего человека окружала красота. Не будьте стандартны! Не создавайте серых, как казарма, домов!".
Киров был прекрасным оратором, выступал эмоционально, без бумажек. Сергей Миронович не любил лести, отказывался позировать художникам. "Киров – мужик бесподобно хороший", – признавал его друг С. Орджоникидзе. Лишенный чиновничьего чванства, много работавший, Киров был симпатичен ленинградцам. Большинство восприняли его гибель как личное горе.