В режиме экономии
социолог:
После введения Россией эмбарго на ввоз продуктов питания из стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, эксперты заговорили о возможном повышении цен.
По совпадению накануне этого политического шага был проведен опрос, путем которого СЦ «Мегаполис» выяснил, в какой степени граждане ощущают на своем бюджете рост цен на продукты питания. Около 40% опрошенных ответили, что довольно сильно это чувствуют, не очень сильно – 34%, 25% практически этого не замечают. Таким образом, петербуржцы так или иначе все же отмечают рост цен.
Это ощущение в большой степени завязано на уровень благосостояния. 71% тех, кто относит себя к бедным, сказали, что рост цен для них весьма чувствителен, 33% людей среднего достатка разделяют эти чувства, даже каждый шестой из обеспеченных горожан говорит, что рост цен на их бюджете сказывается. Ведь, по разным оценкам, действительно выросла стоимость продуктов питания, особенно в сегменте качественных и дорогостоящих.
Кого же винят жители в таких беспокоящих переменах? 24% опрошенных считают ответственным российское правительство, 37% пеняют на ситуацию в российской экономике, 4% горожан видят тут происки США и пока только 1% полагает, что корень надо искать в политическом конфликте на Украине. Но процент этот постепенно растет, приближаясь к цифре 4. Однако люди хотят, чтобы никакие внешнеполитические события не влияли на цены внутри страны, и требуют от государства обеспечить стабильность вопреки каким бы то ни было дестабилизирующим факторам, действующим вне России.
Возвращаясь к вопросу роста цен, приведу опубликованные данные Росстата и других исследовательских центров, согласно которым длина магазинных чеков стала сегодня много короче. Это один из верных показателей, что люди стали экономнее тратить деньги. И хотя острой тревоги по поводу ухудшения экономической ситуации пока не наблюдается, потребление становится более рациональным, что нехарактерно для россиян. Люди покупают только то, что действительно необходимо. Мебель чаще всего приобретается в связи с ремонтом или переездом в новую квартиру, а не потому, что захотелось обновить обстановку. Отмечено также снижение трат на туристические услуги, что, конечно, связано с массовым крахом крупных туроператоров, а также на предметы роскоши.