Яндекс.Метрика

Требуются Бараблины

Мой дед Василий Ефимович был родом из крестьян Пензенской губернии. Он рано освоил грамоту, что позволило ему стать, по современным понятиям, «менеджером» на птицефабрике купца Бараблина.

политолог:

Мой дед Василий Ефимович был родом из крестьян Пензенской губернии. Он рано освоил грамоту, что позволило ему стать, по современным понятиям, «менеджером» на птицефабрике купца Бараблина.

Дед вспоминал о нем как о человеке деловитом, строгом, но справедливом. Дед до начала Первой мировой войны сопровождал экспортные грузы из Пензенской губернии в Германию. Что это были за грузы? Преимущественно консервы, в том числе из гусиной печени. Много лет спустя после дедовых рассказов я понял, что на современном языке эти консервы именуются фуа-гра. Что значит: это самое фуа-гра в России производили и продавали на экспорт в Европу задолго до того, как его стали в начале 1990-х гг. завозить к нам. И не только его, но и многие другие продукты.

И мы, как казалось, прочно подсели на европейскую «продовольственную иглу». Между прочим, по данным социологических опросов истекшего десятилетия, подобная зависимость вызывала массовое недоумение, даже недовольство наших людей. Она была элементарно оскорбительна для народного сознания – мы что, уже ничего не можем выращивать? Этот вопрос постоянно обсуждался везде – от дружеских застолий до рабочих курилок. Контрсанкции, введенные нашим президентом в ответ на бессмысленно-злобные санкции США и Евросоюза, уже вызвали немало дискуссий. Среди высказанных точек зрения есть и типичное нытье «либеральной общественности». Но есть и весьма разумные, ответственные позиции тех, кто непосредственно причастен к аграрному производству.

Я склонен присоединиться ко вторым. По одной простой причине: если бы 15 лет назад кто-либо начал вслух говорить, что Россия из страны, ввозящей зерно, превратится в одного из основных экспортеров зерна, «либеральная общественность» подняла бы его на смех. Но это случилось. Прежде всего благодаря энергии и деловой хватке новых Бараблиных. Вот и сегодня, размышляя о необходимости перелома ситуации в аграрном секторе, можно говорить о кредитно-ценовой политике, о технологическом перевооружении.

Но ведь главное всегда в самих людях. Успех новой аграрной политики возможен только в том случае, если удастся раскрепостить энергию и деловитость новых Бараблиных, если им не будет мешать бюрократия и не будет подавляться ответственная конкуренция. А уж они сделают свое дело. И накормят страну своим, российским. Включая фуа-гра.