twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Ольга Синицына: в реставрации невероятно велика роль наставника

Председатель НП «Российская ассоциация реставраторов» Ольга Синицына рассказала, чему учат реставраторов и какими качествами они должны обладать.

"Петербургский дневник": Как ты стала реставратором? С детства хотелось заниматься именно этим или как-то иначе?

Ольга Синицына: В детстве я мечтала стать археологом. Меня увлекали мифы Древней Греции, легенды о Древнем Египте. Потом хотела стать менеджером по туризму. Всегда очень нравилось изучать достопримечательности, рассказывать о них. Это все было очень близко к профессии реставратора. 

Но в реставрацию в итоге попала случайно, поработав на одном из мероприятий Российской ассоциации реставраторов в качестве помощника, промоперсонала. И меня заинтересовала эта сфера, захотелось больше узнать обо всем. 

А дальше уже все закрутилось, сначала получила дополнительное юридическое образование, так как было много именно такой работы, в сфере нормо­творчества, а потом и профильное реставрационное образование. 

У меня не рабочая реставрационная специальность, я эксперт-менеджер по объектам культурного наследия. А все тонкости реставрационного производства постигала «в полях», на объектах по всей России.

"Петербургский дневник": Чему прежде всего учат реставраторов?

Ольга Синицына: Обучение реставраторов – процесс сложный и кропотливый. В реставрации невероятно велика роль наставника, учителя, и даже самые выдающиеся мастера в свое время были учениками. 

Студенты прежде всего постигают основы архитектуры, рисунка, экспертизы объектов культурного наследия, изучают нормативно-правовую базу, различные методики и технологии производства работ, сметное нормирование, а также химию в реставрации. Есть и общие дисциплины, такие как экономика и менеджмент в сфере сохранения культурного наследия, история реставрации. 

"Петербургский дневник": Какими качествами должен обладать представитель твоей профессии?

Ольга Синицына: Реставрация – это всеобъемлющая наука. И, наверное, самое сложное – это сочетание компетенций сразу нескольких профессий. Здесь всегда есть процесс исследования, поиска и новых открытий, поэтому очень важны такие качества, как любознательность, внимательность, аналитические способности. 

Если говорить о европейском опыте, то понятия «реставратор» там не существует, есть термин «консерватор». 

Консерватор – это человек, который умеет выполнять исследовательские работы по памятнику, составлять методику реставрации, самостоятельно своими руками отреставрировать, быть руководителем реставрационного коллектива, составлять отчетную научно-проектную документацию, быть в курсе нормативно-правовых документов в области реставрации. Поэтому, конечно, требуется усидчивость, самодисциплина. Но самое главное – это любовь к искусству, истории, умение видеть прекрасное даже в трещинках.

"Петербургский дневник": Понятно, что реставрация – процесс кропотливый и трудный независимо от объекта. Но как конкретно это происходит: сотрудники приходят с планом работ, берутся за кисти/молоточки, а что происходит дальше?

Ольга Синицына: При реставрации всегда есть проектная документация, где очень четко и подробно прописано, что именно, где, как и в каких объемах нужно делать. 

Вся методика и технология прописаны до мельчайших деталей, включая, как именно нужно смешивать материа­лы, каким инструментом работать и так далее. И, конечно, у бригады реставраторов всегда есть руководитель, который координирует все процессы и осуществляет контроль. 

Вообще это очень интересный процесс – все начинается, как правило, с расчисток, когда слой за слоем снимаются грязь, пыль, копоть, старые слои крас­ки, очень тщательно и бережно, скальпелями и кисточками, и под всеми этими наслоениями реставраторы видят то «истинное лицо» памятника, именно тот образ, который создал когда-то очень давно архитектор или художник. 

А дальше, стараясь не исказить и не дополнить чем-то от себя, штрих за штрихом воссоздают исторический облик.

  • Текст
  • Анна Литвинко