twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Фестиваль "Опера - всем" откроется в Петербурге

III международный Санкт-Петербургский фестиваль «Опера – всем» представит петербуржцам и гостям города шедевры русского и западноевропейского искусства.

Уже репетируют два оркестра, два хора, три состава молодых красивых солистов оперных театров, чтобы 12, 19 и 20 июля сыграть спектакли в атмосфере Санкт-Петербурга. 

И сказка, и драма

Всякий город – немножко театр (дома стоят, как естественные декорации), а Петербург особенно. Что ни уголок – то место действия для какой-нибудь оперы. Надо всего лишь придумать, какой именно. И только для одной русской оперы нет необходимости искать место действия в Петербурге – это «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Там все четко обозначено самим композитором: Летний сад, Зимняя канавка, дом графини, игорный дом, казармы. 

«Пиковой дамой» фестиваль закроется. Произойдет это 20 июля в 18.00 на Елагином острове (дирижер Оливер Ведер (Германия), режиссер-постановщик Элина Амромина). В прошлом, 2013 г. здесь встречались с публикой другие герои П.И. Чайковского и А.С. Пушкина: Онегин, Ленский, Татьяна. 

А 12 июля в 19.00 герои А.С. Пушкина также и откроют фестиваль. И также в традиционном для фестиваля месте – на Соборной пл. Петропавловской крепости. На сей раз сказкой «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова (дирижер Фабио Мастранджело (Италия – Россия), режиссер-постановщик Виктор Высоцкий). 

Подобно тому, как российская действительность в целом существует между двумя полюсами – героикой и мечтой, – так и могучее здание русской классической оперы стоит на двух главных опорах: народной драме и сказке. Два года подряд, в 2012 и 2013 гг., у стен Петропавловского собора при поддержке карильона и колоколов звучала великая русская национальная опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». Два лета мы переживали и сочувствовали подвигу самоотверженности простого костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь ради спасения государя, и слезы выступали в волнующих местах оперы. В этом году – посмеемся. Без царя и тут не обойдется, но на сей раз царь будет пушкинский, из его волшебной сказки. 

«Золотой петушок» – последняя опера Н.А. Римского-Корсакова. Автор не увидел свое детище на сцене. Опера была поставлена уже после его смерти, в 1909 г. И не в Петербурге, а в Москве, и сперва не на императорской сцене, а в частной опере Зимина. В философской сказке А.С. Пушкина с мас­терскими вставками либреттиста Владимира Бельского действуют то ли кук­лы, то ли маски, то ли аллегории. Вот царь Додон, который устал от дел и хочет царствовать «лежа на боку». Звездочет приносит ему волшебного петушка, который разбудит в случае опасности. За это мудрец получает от царя обе­щание: «волю первую твою я исполню, как свою». 

Увы, угрозы следуют одна за другой, и, отослав сыновей на войну, царь отправляется туда и сам. Своих сыновей он находит в поле убитыми у шатра Шемаханской царицы. Сама царица очаровывает старого Додона, и вот она уже въезжает с ним в его столицу. Звездо­чет в качестве обещанной награды требует себе... царицу. Додон в гневе убивает дарителя петушка, но чудесная птица тут же мстит не­уклюжему царю. «Сказка ложь, да в ней намек...» – говорит А.С. Пушкин. Лукавая улыбка композитора, сатирический оттенок в обрисовке действующих лиц, например того же царя Додона, исполняющего признание в любви к Шемаханской царице на мотив «Чижика-пыжика», все это отпугнуло цензуру. Зато начиная с 1914 г. «Петушок» имел огром­ный успех за границей, став одной из визитных карточек русского искусства. 

Ода любви и преданности

Идея самопожертвования ради высшей цели, столь мощно вы­свеченная в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя», в этот раз главенствует в единственном сочинении для оперной сцены великого Людвига ван Бетховена – «Фиделио» (дирижер народный артист России Сергей Стадлер, режиссер-постановщик Ирина Фокина). Спектакль сыграют 19 июля в 17.00 в Александровском парке. Это гимн преданности, ода борьбе во имя торжества справедливости. Для того чтобы спасти от смерти злодейски заключенного в тюрьму мужа, его жена, переодевшись в мужской костюм, устраивается туда охранником и вступает в борьбу с произволом.

Это произведение Бетховена продолжает оставаться своего рода репертуарным раритетом. Специальный гость фестиваля, театр Мюзик-холл, вопреки развлекательному названию инсценирует этот музыкально-драматический шедевр в Александровском парке возле своих внешне довольно суровых стен.

Тех, кто придет на фестиваль, ожидает удовольствие как для слуха, так и для глаз. Художник Юлия Гольцова создает оформление для всех трех спектаклей. И зрители увидят в Петропавловской крепости веселый игрушечный город с башнями и стеной, в Александровском парке – современную декорацию с включенной в нее цитатой из знаменитого цикла итальянского художника XVIII в. Пиранези «Тюрьмы», а основу сценографии на Елагином острове составят роскошные игральные карты, три из которых, как сказано у А.С. Пушкина, «выиграют сряду...».

К сожалению, в этом году зрители увидят только три спектакля, а не четыре, как на двух предшествующих фестивалях. Не только в опере бывает как в жизни, но и в жизни – как в опере. Глупость и равнодушие часто пытаются мешать хорошим начинаниям. Но фестиваль состоится. 

Главный дирижер Тюрингской филармонии (Германия) Оливер Ведер второй раз принимает в нем участие. Он говорит: «Для меня это большая честь – быть приглашенным в такой проект. Это удивительное культурное явление! В Германии невозможно, чтобы городское правительство выделило деньги ради того, чтобы люди просто могли прийти и бесплатно послушать оперу». 

Музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело усиленно репетирует и ждет новой встречи с публикой. «Я очень люблю этот проект, – говорит он, – я оптимист. Несмотря на финансовые и бюрократические трудности, я уверен, что мы проведем фестиваль на высоком уровне. У нас отличные певцы, хоры, оркестры. А потому еще раз большое спасибо врио губернатора Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко, вице-губернатору Санкт-Петербурга Василию Николаевичу Кичеджи, председателю Комитета по культуре Санкт-Петербурга Василию Юрьевичу Панкратову». И не забудьте 12, 19 и 20 июля обязательно прийти на спектакли. Это – опера для всех!

Фестиваль «Опера – всем» представит свои постановки не в пространстве оперных театров, а на площадях и в парках города. Фестиваль социально ориентирован, по­этому на все спектак­ли вход свободный.

  • Текст
  • Виктор Высоцкий