Что хуже воровства?
политолог:
Подведены итоги очередного сезона сдачи ЕГЭ. Руководители системы российского образования заверили страну, что на этот раз все обошлось без крупных скандалов. Что, естественно, радует.
Определенные выводы по организации процесса были сделаны, но вопросы остаются. Уже в ходе самих экзаменов Министерство образования и науки РФ снизило «порог проходимости» для получения аттестата. И сделало это по ключевым предметам – математике и русскому языку. Слегка утрируя, можно сказать, что для получения минимально необходимого балла по русскому языку выпускнику достаточно написать «корова» и «огурец» через «о», а не через «а». А по математике решить примерно такую задачу: «В машине сидят три пассажира и водитель. Сколько человек останется, если два пассажира выйдут?». Многие люди, учителя, родители почему-то не обрадовались новации. В ответ на беспокойство, не является ли она свидетельством деградации образования, они получили развернутый ответ: дескать, так честнее.
Лучше признать, что ученик плохо считает, не слишком грамотно пишет, но при этом выдать ему аттестат, с которым он все равно не поступит ни в какой вуз, нежели плодить псевдограмотеев-студентов. В такой позиции был бы резон, если не знать простое морское правило: эскадра движется, ориентируясь на самый тихоходный корабль. Иначе ее корабли уничтожат поодиночке. Ориентация российского образования на «тихоходов» вряд ли принесет плоды. Давно и упорно многие специалисты говорят, что самое главное – наконец-то заняться содержанием самого образования. Но их мало кто слышит. И все чаще раздаются голоса, вопрошающие: а чем же так плох был опыт советской средней школы, особенно периода ее расцвета, из которой вышли ученые и инженеры, сделавшие нашу страну космической державой? Ответы на эти вопросы так до сих пор и не получены. В этих вопросах нет пустой ностальгии по прошлому. В них – ответственная забота о будущем.
Я в последнее время, беседуя с родителями школьников, обращаю внимание на то, что они ориентируются на конкретного учителя. Идет очень серьезная конкурентная борьба, чтобы дети, изучая тот или иной предмет, попадали к умелому, знающему учителю. И требовательному, и доброму одновременно. Именно такие учителя вытягивают образование, а не «реформаторы», показывающие свою простоту, которая известно хуже чего.