Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

"Телефонные террористы" активизировались в Петербурге

"Телефонный терроризм" равносилен реальному терроризму. О том, какой масштабный урон способно причинить анонимное сообщение из нескольких слов, рассказывает "Петербургский дневник".

"Телефонный терроризм" равносилен реальному терроризму. О  том, какой масштабный урон способно причинить анонимное сообщение из нескольких слов, рассказывает "Петербургский дневник".

Заведомо ложные сообщения о готовящихся терактах - это не шутки и не забава. "Невинные розыгрыши" наносят серьезный ущерб и обществу и государству. Такие шутники - пособники настоящего терроризма, беспощадного и кровопролитного.

Проблема актуальна, подчеркивают в Национальном антитеррористическом комитете (НАК). По словам официального представителя НАК Андрея Пржездомского, в 2013 г. в России было зафиксировано 2976 ложных сообщений о готовящихся терактах. Пять лет назад их было чуть больше 1,5 тысяч (за один год)...

И стар, и млад

Один из последних случаев был зафиксирован в Невском районе города. Около полуночи в полицию поступило сообщение о заминировании дома 21-2 на пр. Обуховской обороны. На место выехали наряды полиции, эвакуировали 13 человек. Взрывчатку в здании саперы не нашли. Шутника задержали, им оказался 33-летний мужчина.

Месяцем ранее была задержана безработная, сообщившая о "бомбе" в аэропорту "Пулково" - и это накануне Международного экономического форума. Наряды полиции, осмотр пассажирского терминала... бомбы нет. Оказалось, похулиганить решила 28-летняя гражданка.

Средний возраст "телефонного террориста" - от 20 до 40 лет. Но, как показывает практика, лжетерроризму все возрасты покорны.

В апреле этого года полицейские поймали 15-летнего девятиклассника. Он сообщил о "заминировании" школы на пр. Авиаконструкторов.

Чего мог испугаться школьник - понятно (например, контрольной). Но что побудило 63-летнюю пенсионерку набрать "02" и прохрипеть в трубку, что в доме 18 на пр. Авиаконструкторов "будет взрыв", - остается загадкой.

И таких случаев - целая пропасть, а ведь именно так лжетеррористы сеют страх и панику, не говоря уже о том, сколько сил (а самое главное - средств) тратят правоохранители, чтобы проверить очередное сообщение о "заминировании".

В правоохранительных органах отмечают: уголовная ответственность по данной категории преступлений наступает с 14 лет. При этом родители подростков и детей младше 14 рискуют стать ответчиками по гражданским искам со стороны пострадавших физических и юридических лиц.

Пошутят за решеткой

"Телефонных террористов" в России судят по статье 207 УК (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). А в мае этого года президент РФ Владимир Путин ужесточил уголовную ответственность. Теперь максимальный штраф - 1 млн. рублей, а срок лишения свободы - 5 лет (раньше штраф был 200 тыс., а тюремный срок - 3 года). Кругленькую сумму анониму придется заплатить в любом случае.

Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер полагает, что законодатели могли назначить и более суровое наказание. Эксперт обращает внимание на опыт зарубежных стран, где уголовный срок за «телефонный терроризм» предусмотрен давно.

"Наше законодательство до сегодняшнего дня было достаточно мягким. В целом, нынешнее ужесточение штрафа - это вполне адекватная мера. Многие специалисты высказываются за еще более жесткую систему, - сказал Иосиф Линдер в интервью "Петербургскому дневнику". - "Телефонный терроризм" от реального терроризма практически ни чем не отличается. Угроза терактом по телефону (является ли это глупой шуткой или чьей-нибудь злой волей) рассматривается обществом тождественно реальной террористической угрозе. И это не может не отражаться на нашей жизни. Любой субъект, решивший «пошутить» - в школе или в торговом центре - должен понимать всю меру ответственности. Я склоняюсь к мнению тех экспертов, которые считают, что подобные вещи нужно наказывать еще более жестко".

Представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин на пресс-конференции НАК акцентировал внимание на том, что ужесточение законодательства в данной сфере - "это то, что нужно сегодня для того, чтобы коренным образом переломить ситуацию в стране".

"Ущерб, который наносится лжетеррористами, огромный. И, прежде всего, он исчисляется не только в средствах, которые потрачены на проверку ложных сигналов. Ведь никто не подсчитал моральный ущерб, ущерб здоровью людей", - подчеркнул Владимир Маркин.

"Время на недоумков"

Ущерб от "телефонных террористов" действительно огромный. По оценкам специалистов, выезд одного расчета пожарной команды оценивается более чем в 40 000 рублей, эвакуация одного вокзала составляет около 0,5 млн. рублей, а ущерб от каждого часа простоя крупных торговых центров исчисляется миллионами рублей!

Как сказал представитель НАК Андрей Пржездомский, ложные сообщения отвлекают внимание и силы спецслужб от действительно опасных для общества преступлений.

"Приходится тратить время на недоумков... В нужный момент скорая помощь, МЧС и полиция не смогут вовремя помочь и среагировать на действительную угрозу жизни людей", - подчеркнул он.

По его мнению, "телефонный терроризм" - это такое же преступление против всего общества, как мятеж, бандитизм, призывы к террористической деятельности или организация незаконного вооруженного формирования.

Важно и то, что "шутники" зачастую пробуждаются после реальных терактов. Печален московский опыт - взрывы в аэропорту Домодедово в январе 2011 года (37 погибших и около 200 раненых). Буквально на следующий день после теракта правоохранители зафиксировали  20 лжеугроз.

Беспредельная подлость

"Эта проблема свойственна всему миру, - сказал Андрей Пржездомский. - Это и попытка угроз взрыва штаб-квартиры Всемирного банка в Вашингтоне, и Эйфелевой башни в Париже, и Концертного зала в Кельне. Нет этому конца".

При этом объекты у лжетеррористов такие же, как и у настоящих террористов. Около 60% составляют места массового пребывания людей, объекты образования - 15%, жилые дома - 14%.

"По способам передачи своих угроз анонимы не оригинальны. Почти 85% составляют звонки с мобильных телефонов, почтовые отправления - 8%. И, конечно, глобальная сеть Интернет - она все больше приобретает значение для реализации замыслов подобного рода злоумышленников", - отметил представитель НАК.

Вразумительных причин - совершить глупость и подлость - у "телефонных террористов" обычно не находится. Допрашиваемые в отделе полиции горе-террористы отнекиваются, не знают чем объяснить свой поступок. Как рассказали "ПД" в ГУ МВД по СПб и ЛО, один из лжетеррористов, ложно сообщивший о заминировании здания, сказал, что причиной звонка стало его «плохое настроение».

Чтобы всколыхнуть общественный порядок, "телефонным террористам" хватает нескольких слов: "Вокзал N, взрывное устройство" или "Улица N, автосервис заминирован. У вас полчаса". "Нет предела глупости и подлости…", - заключил Андрей Пржездомский.

"Телефонный терроризм" может быть наказаны штрафом до 1 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев и до 3 лет.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма наносит вред общественной безопасности, будоражит население, нарушает жизнь общества, вносит повсеместную дезорганизацию.

Закрыть