twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Евгений Мазяков: главное - не врать детям

В номинации «Педагогические надежды» конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга абсолютным победителем стал учитель информатики гимназии №24 им. И.А. Крылова Евгений Мазяков, у которого небольшой педагогичес­кий опыт. И тем значимее его лидерство среди лучших молодых специалистов города.

"Петербургский дневник": Евгений, понятно, что сейчас, когда вы объявлены победителем в номинации «Педагогические надежды», все тревоги позади. А все-таки как далась вам эта победа?

Евгений Мазяков: Честно признаться, испытания были серьезными. Ведь участие в конкурсе – это огромная работа, мы начинали ее еще в феврале, а результаты стали известны только в мае. Поэтому элемент неожиданности победы, конечно, присутствовал. 

Не буду скрывать, что я очень  переживал и волновался, потому что выступать в Санкт-Петербурге и за Санкт-Петербург, оказаться в таком скоплении педагогических звезд с моим небольшим опытом работы и в таком возрасте (24 года. – Ред.) – это дорогого стоит. 

"Петербургский дневник": И каковы ваши впечатления от конкурса. Что было самым сложным? 

Евгений Мазяков: Любой конкурс – это, по сути, представление своего опыта. И, каким бы это ни казалось странным, самым сложным в моем случае стал открытый урок. 

Многие считают, что урок для учителя – это нечто привычное, не требующее усилий, но это не так. Урок – это всегда живой организм, и когда его проводишь в другой школе (а по условиям конкурса  его нужно проводить в незнакомой школе с незнакомыми детьми), всегда думаешь – а справишься ли? Как он пойдет, сможешь ли на нем продемонстрировать то, что хотел? Как тебя примут ребята? Так что урок можно назвать самым трудным этапом.

"Петербургский дневник": Почему ваш выбор пал на педагогическую специальность?

Евгений Мазяков: Выбор профессии для меня не случаен. Я являюсь учителем уже в третьем поколении. Мои мама и бабушка были учителями. По­этому при выборе вуза сомнений у меня не было. Мне нравится работать с детьми, я давно понял, что это мое и что я буду работать в школе. Возможно, это связано с тем, что, когда ты живешь в учительской среде, неосознанно впитываешь все. Эта среда как отпечаток на всю жизнь. Мне, например, часто говорят: в вас сразу виден учитель. 

"Петербургский дневник": Наверняка у вас есть воспоминания, связанные с детством и, может быть, даже предвещающие, что вы тоже станете учителем?

Евгений Мазяков: Я никогда не забуду, как мама приходила из школы, а я, еще будучи в детсадовском возрасте, неизменно подходил к ней и спрашивал, проверила ли она уже тетради своих учеников. Думаю, мне уже тогда хотелось окунуться в эту проверку. Очень хорошо помню, как разлиновывал самодельные журналы, придумывал учеников из игрушек, а порой и своих маленьких друзей рассаживал «за парты».

"Петербургский дневник": И как вам удалось сохранить свою мечту? Ведь еще совсем недавно профессия учителя была совсем не престижной. 

Евгений Мазяков: Конечно, был период, когда школа в какой-то момент стала непрестижной, несовременной, но я рад, что сегодня ситуация коренным образом меняется. Могу подтвердить это на собственном примере.

Молодые учителя вполне могут идти работать в школу и быть довольными и материальной сос­тавляющей, и творческой. Сего­дня в школе есть возможность для профессиональной и личностной реализации. Я не стесняюсь никому говорить, что работаю в школе учителем. 

"Петербургский дневник": Когда мама и бабушка узнали, что вы избрали педагогическую стезю, не попытались вас отговорить?

Евгений Мазяков: Ни в коем случае. Наоборот, мама очень рада и гордится мной, а когда узнает о победе – вообще будет в восторге. То, что я педагог петербургской школы, для нее очень значимо.

"Петербургский дневник": А ваши родные – тоже петербургские учителя?

Евгений Мазяков: Нет, я петербургский учитель в первом поколении. Я окончил Алтайский государственный педагогический университет, а сейчас учусь в магистратуре Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Но всегда с любовью вспоминаю свою альма-матер. Это самый замечательный университет. И край у нас чудесный, такая  великолепная природа.

Я очень люблю свою малую родину, постоянно езжу туда в гос­ти. И ребятам рассказываю о своем крае, потому что очень важно знать, что твоя малая родина нуж­дается в твоей любви, без нее она теряет силы, чахнет. 

Санкт-Петербург, конечно, совершенно отличается от Алтая. В нем меня всегда притягивало величие, романтика белых ночей, разводных мостов. Это ни с чем не сравнимо. Поэтому, когда мне предложили приехать и поступить в магистратуру РГПУ им. А.И. Герцена, я ни минуты не раздумывал. 

"Петербургский дневник": А свой первый урок в гимназии №24 помните?

Евгений Мазяков: Первый урок, наверное, забыть невозможно. Накануне всегда думаешь, как будешь себя вести, насколько близко позволишь приблизиться к себе детям, насколько они тебя подпустят. Всегда понимаешь, что дети будут проверять, особенно учитывая, что ты молодой специалист, только что закончивший вуз. 

Если честно, я не столько помню первый урок, сколько самый первый день в школе. Это был дебют во всех смыслах, но он прошел быстро, ярко – и не скажу, что напряженно, наоборот, легко. Было немного волнующе, но уже по окончании первого дня я понял, что мое будущее тесно связано с этой гимназией, с этими детьми, с этой профессией.

Я понял, что хочу остаться в системе образования навсегда. Дети мне откликнулись, и уже в первый же год работы в гимназии я стал лучшим учителем по итогам голосования. 

"Петербургский дневник": Вы преподаете информатику. Неплохо бы знать и математику, чтобы с ней ознакомиться. А точные науки не всем нравятся. Как сделать преподавание информатики интересным?

Евгений Мазяков: Я более чем уверен, что урок информатики всегда можно сделать интересным. Я, например, на своих уроках часто пытаюсь объединить виртуальную реальность и современные реалии с помощью робототехники.

Скажем, перед нами конкретный робот, который что-то выполняет. И можно сделать так, чтобы ребята видели, как он реагирует на то, что они делают в компьютере. Получается настоящая синхронизация. Это увлекательно, потому что происходит не где-то там, за пределами видения учеников, а здесь, на их глазах, и они – самые главные участники этого процесса. 

Я учу ребят тому, что информатика в жизни вокруг нас, мы должны ею пользоваться, потому что мир становится все более технологичным.

"Петербургский дневник": Вы очень молоды, но, возможно, у вас как у педагога уже появились свои педагогические приемы.

Евгений Мазяков: Вообще, я считаю, возраст не является помехой при работе с детьми. Меня дети слушаются, мало того, я – классный руководитель 5-го класса и пока успешно с этим справляюсь.
А основной принцип работы для меня – никогда не врать детям. Потому что, как только дети видят ложь и неискренность, они отказываются сотрудничать с тобой, контакт исчезает, а когда ты с ними честен, они откликаются на любое твое начинание. Кроме того, молодость не помеха еще и потому, что существует мощная поддержка администрации школы и педагогического коллектива.

"Петербургский дневник": Победа в таком престижном конкурсе педагогических достижений обязывает вас к чему-то?

Евгений Мазяков: Только к большей ответственности. Но лично моего поведения с детьми нисколько не изменит, так как у меня есть свои педагогические принципы, которым я всегда буду следовать независимо от этой победы и последующих достижений.

А признание всегда приятно. Это стимул двигаться дальше.

  • Текст
  • Наталья Алексютина