Человек творящий
политолог:
В начале недели на заседании Совета при президенте РФ по науке и образованию зашел серьезный разговор о будущем инженерных кадров нашей страны. Ситуация в этой сфере и в самом деле непростая.
Прежние кадры стареют. Смена из молодых пока что, за редким исключением, не радует. А решение проблем новой индустриализации без современного инженерного корпуса просто невозможно. Хотелось бы вспомнить, что само слово «инженер» появилось в России при Петре Первом. А пришло оно из французского языка, имея в свою очередь происхождение из латыни. В латинском языке слово ingenium означало «врожденные способности». Что значит – инженер есть человек, обладающий такими способностями, которые отличают его от других людей, других работников. Начиная с правления Петра профессия инженера была в России одной из самых уважаемых. Инженеры становились героями романов. Персонажи такого рода были всегда положительными (разве что за исключением инженера Гарина – талантливого, но самовлюбленного и эгоистичного).
Революция и гражданская война, прокатившиеся по стране, во многом подорвали российский инженерный корпус. Подорвали, но не уничтожили главного – уважения к людям, обладающим знаниями и умениями творцов. К инженерам. Мечта стать инженерами буквально овладевала массами. За короткий срок инженерное образование в СССР вышло на самые передовые позиции. Можно с уверенностью сказать, что Победа в Великой Отечественной войне во многом была победой советских инженеров. Как и последующие достижения нашей страны. К великому сожалению, новейшее время подорвало эту замечательную традицию. Пришли грустные времена, когда выпускники школ в ответ на вопрос, кем они мечтают стать, давали ответ – бандитом и валютной проституткой. А на этом фоне классическое инженерное образование неуклонно деградировало.
Чему немало способствовали и горе-реформаторы от образования, бездумно насаждавшие в России так называемую Болонскую систему, вообще-то разработанную как пример для стран третьего мира. В России много по-настоящему способных молодых людей. Я полагаю, что воссоздание российского инженерного корпуса должно начаться с возрождения общественного и государственного признания творческого инженерного дела как такового.