twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Город для людей

социолог:

Прошедший Международный экономический форум дал новый импульс развитию ряда тем из числа наиболее обсуждае­мых в Петербурге. Одна из них – развитие современной городской среды.

Еще в 2002 г. во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга я придумала ставший впоследствии популярным слоган «Город, удобный для жизни». Он затем использовался многими политиками, поскольку обустройство городской жизни всегда волнует электорат. И вот эта «вечнозеленая» тема возникла в повестке последнего ПМЭФ.

В рамках секции «Города для людей в XXI в. Потребности, сценарии и вызовы» обсуждался вопрос, как сделать город удобным, доступным, экологически безопасным. На этой представительной дискуссии меня привлекли выступления советника вице-мэра Барселоны, который активно занимался ее реконструкцией, когда там проходила Олимпиада, и главы Совета ректоров Санкт-Петербурга и ректора НИУ ИТМО Владимира Васильева.

Интересно, что при этом университете открывается институт урбанистики «Среда», где намерены с помощью иностранных специалистов готовить своих профессионалов в области обустройства комфортной среды. Гость из Барселоны отмечал, что европейские города должны обязательно меняться, причем новые проекты надо обсуждать с горожанами. Он назвал три посыла, которые необходимы для того, чтобы преобразования были удачными: обязательное желание жителей что-то менять, наличие политической воли власти, а также наличие креативных кадров, которые эти проекты придумают и обоснуют.

Увы, практика показывает, что, когда речь заходит о любой городской новации, в Санкт-Петербурге она чаще всего встречает глухое сопротивление населения. Именно поэтому реакцию горожан на тот или иной проект надо просчитывать, заранее готовить общест­венное мнение и проводить широкое обсуждение среди граждан. Перед реконструкцией любой территории нужно опираться не только на опросы населения, но и на четкое представление о том, каков состав этого населения в данных границах – по социальному, возрастному и национальному признакам, по уровню доходов и образования.

Первое, на чем должна сосредоточиться группа креаторов городского пространства, – это составление «карты населения» Петербурга, какие уже давно в ходу во многих европейских городах.