Яндекс.Метрика

Послесловие к форуму

Петербургский экономический форум прошел бы как обычно, если бы не особые обстоятельства. Американская администрация приложила поистине титаничес­кие усилия, чтобы сорвать его проведение.

политолог:

Петербургский экономический форум прошел бы как обычно, если бы не особые обстоятельства. Американская администрация приложила поистине титаничес­кие усилия, чтобы сорвать его проведение.

Из Белого дома в Вашингтоне были сделаны сотни звонков главам крупных американских корпораций с «настоятельной просьбой» не лететь в Петербург. Если задуматься, то лучшей рекламы самой идее Петербургского форума придумать просто нельзя. По крайней мере – на будущее. Не было на этот раз и глав ряда европейских государств. И чем все закончилось? Их партии потерпели на выборах в Европарламент чувствительные поражения от тех, кого называют «евроскептиками», то есть от политиков, требующих меньшей зависимости как от брюссельской бюрократии, так и от Дяди Сэма, в фарватере политики которого эти евробюрократы стремятся следовать.

Особые и неожиданные оттенки (причем мирового значения) форум приобрел в связи с тем, что в его канун стало известно о подписании невиданных в истории российско-китайских отношений контрактов. Если учесть, что в ближайшие пару лет КНР выйдет на первой место в мире по объему ВВП, то ясно – мировая экономическая конфигурация радикально изменится. Уже начала меняться. В кулуарах форума эти контракты обсуждали на всех языках, на всех площадках. Видно было, как наши западные партнеры сильно призадумались. В том числе и над своим будущим.

Президент Путин, не убоявшись отсутствия евролидеров и евробюрократов, на 200% использовал возможность высказаться по важнейшим политическим проблемам. Каков итог его инициатив? Европа отложила принятие «третьего пакета» санкций. Оказалось, что европейским лидерам самим далеко не сладко. Они, кажется, стали немного ближе к реальности, чем до того. Форум не изменил мировую реальность. Да он и не преследовал такие цели.

Зато он выполнил иную задачу: он стал тем российским рубежом, который Россия не только не сдала, а в каком-то смысле укрепилась на нем. И еще: участники большинства внутриэкономичес­ких дискуссий настойчиво искали пути развития именно российской промышленности, российского аграрного производства, достижения куда большей, чем сегодня, степени экономической самостоятельности нашей страны. А это – возможно, при воплощении высказанных идей – и стало главным итогом прошедшего форума.