twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Надо учиться думать

социолог:

В обзорах, посвященных ПМЭФ, мы не раз отмечали: в крупных экономических мероприятиях социолога интересует социальный аспект события – его влияние на жизнь людей, взаимодействие общества и экономики.

В рамках ПМЭФ 2014 обсуждалось несколько важных тем, одна из которых была связана с журналистикой, в частности, с проблемой информационных войн на примере освещения событий на Украине. Этому вопросу посвящены были две секции, одна – «Информационные войны: кто крайний?», вторая – «Современные медиа. Глобальные тенденции, трансформации и перспективы».

В центре обсуждения оказался широкий круг вопросов: насколько объективно журналисты по­дают информацию и нужно ли комментировать факты; как СМИ проводят идеологемы той страны, которую представляют; надо ли в публикации занимать позицию одной стороны или следует приводить разные точки зрения; как влияют сверхдержавы на интерпретацию информации (характерен пример США, которые зачастую именуют «министерством правды»). Было отмечено, что информационное доминирование стран ЕС и США приводит к тому, что другие страны в ответ создают новые информагентства, чтобы проповедовать свою точку зрения.

Вот данность: мировые СМИ в зависимости от принадлежности к тому или иному идеологическому блоку толкуют одни и те же события в противоположном ключе. Также отмечается растущая поверхностность СМИ, которая плохо отражается на населении и бизнесе. В ответ журналисты сетуют на отсутствие диалога между СМИ и аудиторией, которая разучилась думать и сопоставлять. Вопрос о соотношении факта и комментария остался открытым, поскольку даже голые факты (также фото и видео) могут быть подобраны тенденциозно. Многие согласились, что можно приводить общие факты, но позиция автора должна звучать внятно.

Отмечалось, что в утверждении идеологии прошлого с помощью СМИ и социальных сетей кроется большая опасность. Центральной темой второй дискуссии стала проблема законнос­ти вмешательства в частную жизнь человека в условиях роста техничес­ких возможностей для слежки и обнародования фактов, полученных сомнительным путем.

Отмечалось и падение качества журналистики, которая перестает быть авторской и все чаще сводится к примитивному копированию информации из сетей – по пресловутой схеме copy-paste.