twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

В Петербурге пятиклассник, лишенный компьютера, покончил с собой

В полицию пришла телефонограмма из детской больницы: врачи не смогли спасти 11-летнего мальчика со следами веревки на шее. Выяснилось, что ребенок повесился. Причина, как сообщают в аппарате уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой, оказалась очень простой и от этого еще более страшной: у мальчика на целый день отняли компьютер. Но психологи уверены, что это не единственный и даже не ключевой фактор.

Парень не был трудным, он рос в благополучной семье, его воспитывала любящая мама. Хорошо учился. Был домашним ребенком. Даже слишком домашним.

В школе к нему не было бы претензий, если бы он почаще туда ходил. Но у мальчика накопилось слишком много прогулов. Как теперь известно со слов его мамы, ребенок сбегал с уроков к компьютеру. Просиживал за играми почти круглосуточно. У него не было друзей, разве что виртуальные. Он вообще мало выходил из дома.

Учителя жаловались матери, но той не удавалось заставить сына ходить в школу. Обращения к психологам не помогали: женщина не смогла убедить ребенка пойти с ней на занятия в кризисный центр.

За 2 дня до трагедии ей снова позвонили из школы и сообщили о прогулах сына. И она прибегла к самому, как ей, видимо, казалось, эффективному методу воздействия – просто спрятала компьютер. На следующий день, войдя в комнату к сыну, мать нашла его в петле.

Психологи предполагают, что суицид мог носить демонстративный характер, то есть парень не планировал довести его до конца. Он совершил поступок практически на глазах у своей «обидчицы» – матери, поэтому был еще жив, когда его достали из петли. Скорая привезла ребенка в больницу, но медики не смогли его спасти.

Нездоровый интерес

Суициды, совершенные «компьютерными» детьми, увы, не редкость. Один из факторов – то, что у героя игры есть несколько жизней, а любое действие в компьютере можно отменить, нажав клавиши Ctrl и Z. Дети не всегда осознают, что в реальной жизни такой комбинации нет. Впрочем, психологи не склонны винить в детских суицидах одни только компьютерные игры. «Если ваш ребенок вдруг сроднился с компьютером, надо обратить внимание на его настроение», – считает генеральный директор Санкт-Петербургского фонда кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги» Ирина Алексеева.

Как отмечает психолог, для настоящей компьютерной зависимости погибший ребенок был слишком маленьким. В таком возрасте дети все-таки обычно управляемы, и при правильном подходе родителям удается с ними договориться. Поэтому ключевой момент – сколько времени чадо проводит за компьютером.

«Важно, есть ли у ребенка еще и какие-то другие интересы, – добавляет психолог. – Надо понять, почему он так много времени проводил за игрой. И если виртуальной реальности отдано было уже все время, то это очень серьезно».

Правда, замечает Ирина Алексеева, бывает так: зимой парень просиживает целыми днями у монитора, но едва потеплело – бежит на улицу. Если же он и в весенние каникулы или летом остается у компьютера, то пора идти к психологу. Причем непременно вместе с ребенком, чтобы специалист смог установить с ним контакт. И чем раньше родители спохватятся, тем больше шансов, что специалист сумеет ребенка «переключить».

Но главное – то, что происходит с ним в его внекомпьютерной жизни. Например, не пришлось ли ему резко сменить обстановку.

«Необходимость адаптироваться к новому коллективу – для ребенка всегда травма, – приводит пример Ирина Алексеева. – И что такое происходило в школе, если он туда не ходил?»

Если же родители видят, что ситуация вовремя не перехвачена, все зашло далеко и контакт со сверстниками у ребенка потерян – остался один компьютер, то ни в коем случае, считает психолог, нельзя предпринимать резких движений.

  • Текст
  • Анастасия Филиппова