Яндекс.Метрика
  • Владимир Малышев

Время читать: в Петербурге состоится Международный книжный салон

Традиционный Международный книжный салон, главный девиз которого – «Время читать!», откроется 23 мая в Санкт-Петербурге в Михайловском манеже. В этом году он пройдет с небывалым размахом.

Традиционный Международный книжный салон, главный девиз которого – «Время читать!», откроется 23 мая в Санкт-Петербурге в Михайловском манеже. В этом году он пройдет с небывалым размахом. 

Великий французский просветитель Дени Дидро писал, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. 

«Любите читать!» – призывал нас академик Дмитрий Лихачев. «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение», – считал он. 

Почему? И тот же Лихачев отвечал на это так: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».

Что же выбрать?

Но что читать нам сегодня? Преж­де всего читайте классику! Достоевского, Толстого, Чехова, Булгакова. Читайте тех, кто был запрещен в нашей стране в советские времена, чьи книги стали печатать у нас совсем недавно. «Неугасимую лампаду» Бориса Ширяева – потрясающую книгу о концлагере на Соловках и уничтоженном целом поколении русских интеллигентов. Прочтите книги выдающегося русского писателя и мыслителя Ивана Солоневича, умершего в эмиграции: «Россия в концлагере» и «Народная монархия». Читайте труды великого русского философа Ивана Ильина. Прочтите без цензурных купюр «Окаянные дни» Ивана Бунина. Не пропустите изданную Эрмитажем одну из лучших книг о войне – «Воспоминания о войне» профессора-искусствоведа Николая Никулина, который солдатом воевал под Ленинградом и рассказал об этом страшную правду. 

Обязательно прочтите «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря в Мос­кве. Кстати, по тиражам она обошла сегодня самых раскручиваемых авторов детективов. Никаких убийств и погонь в ней, конечно, нет, но зато есть убедительный ответ на самый важный для человека вопрос: «А ведь Бог-то есть!». 

Обязательно прочтите роман «Лавр» петербургского писателя Евгения Водолазкина, получившего самую престижную литературную премию России «Большая книга». Читайте произведения нашего петербургского писателя Николая Коняева, особенно его последнее – публицистичес­кий очерк «Что читал государь в Тобольске». 

Кстати, а что же читал отрекшийся император? Накануне страшной расправы Николай II читал Лескова. Почти забытого ныне великого русского писателя, который, как и Достоевский, предсказал в своих романах многое из того, что произошло в России потом.

Есть в нашем городе немало и других хороших современных писателей. Это и получивший недавно премию правительства РФ Валерий Попов, неувядающий мастер прозы Илья Штемлер, боевой поэт бывший офицер-подводник Борис Орлов, Михаил Кураев, который пишет сейчас сценарий для фильма по роману Солженицына «Красное колесо», и немало других.

И, конечно, читайте Библию – самую великую и всегда самую современную книгу всех времен и народов. Ведь в ней – ответы на все самые острые вопросы современности. И не пугайтесь сложностей, есть ее адаптированный перевод на современный русский язык. 

Волшебный шелест страниц

Сегодня сокрушаются: Россия перестала быть читающей страной! Книжные магазины закрывают! Продажи книг падают! Но налицо уже и перемены. Во-первых, по совокупным тиражам книг у нас сейчас издается больше, чем во времена СССР. В прошлом году впервые прекратилось снижение продаж. Зайдите в час пик в метро: в каждом вагоне пять-шесть, а то и больше пассажиров непременно читают книги. Причем молодежь часто читает их в электронном формате. А сколько читают дома на компьютерах? А сколько в наших квартирах домашних библиотек? Мы к этому привыкли, не замечаем. Но, работая много лет за границей, я заметил – в домах у «просвещенных» европейцев книг нет! А у нас если уж не книжный шкаф, то полочки с книгами обязательно присутствуют, даже в деревенских домах. Все это никакая статистика не учитывает. 

А какой бурный отклик вызывают сейчас в нашем городе проводимые по инициативе губернатора Санкт-Петербурга литературные конкурсы «Неизвестный Петербург»?! На только что закончившийся под девизом «Моя Победа» пришло более 2,4 тыс. рассказов, повестей, исторических очерков, стихов петербуржцев, пронизанных горячими чувствами патрио­тизма, любви к России и гордос­тью за нее и за наших ветеранов. В нашем городе не только читают, но и хотят писать! Хотят сочинять стихи.

Фальшивые рейтинги

Наши нынешние издатели, оправдываясь, почему они как пирожки пекут детективы и «мыльные» дамские романы, ссылаются на рейтинги – мол, сам читатель будто бы того требует. Однако и во времена Достоевского, если судить по «рейтингам» (или по тиражам, поскольку рейтингов в современном смысле тогда просто не было), первым писателем в России был вовсе не он, а всеми забытый сегодня Боборыкин, а бестселлером – роман Арцыбашева «Санин». Когда Николая II спросили, кого включать в сборник лучших книг, который издавался по случаю 300-летия династии Романовых, он ответил: «Тэффи! Только Тэффи, никого кроме Тэффи!». Под таким псевдонимом печаталась забытая ныне Надежда Лохвицкая. Хотя, впрочем, писательницей она была очень неплохой.

Лидирует классика

А потому рейтинги вовсе не есть зеркальное отражение качества литературы. Хотя если взять рейтинги глобальные, мировые, то самая издаваемая во всем мире книга – Библия, а вслед за ней по тиражам идет наш Федор Достоевский. Согласно же исследованию американского журнала «Ньюс­уик», представившего 100 лучших книг всех времен и народов Тор 100 books, его возглавляет роман Льва Толстого «Война и мир». 

Но вкусы в современном мире формирует реклама. Когда-то в Америке было модным пить вис­ки. Но вот стали рекламировать молоко, и стало модным пить молоко. Так и в деле с книгами. Рекламируйте, господа, реальные ценности, а не мнимые. И люди снова в своей массе вернутся к классичес­кой литературе, к литературе духовной. 

Кстати, в нашем городе правительство, Комитет по печати и взаимодействию со СМИ сейчас запускают программу продвижения творчества петербургских писателей. Хорошо понимают необходимость популяризации высших дос­тижений культуры и в Москве. Ведь не случайно указами президента РФ нынешний год назван Годом культуры, а год будущий – Годом литературы. 

Именно по этой причине с небывалым размахом будет проведен в Санкт-Петербурге нынешний Международный книжный салон. Приходите, пришло время читать!

Закрыть