twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Александр Николаев: «Зеркальный» - это территория счастья

Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» Городского дворца творчества юных отмечает 45-летие. Ежегодно лагерь принимает более 7 тыс. детей. Почему с годами ряды зеркалят только крепнут, рассказал директор «Зеркального» Александр Николаев.

"Петербургский дневник": Александр Вячеславович, как давно вы возглавляете «Зеркальный»?

Александр Николаев: 28 лет. Я – выпускник Политехнического университета, работал мастером производственного обучения, затем учителем труда в школе №339 Невского района. Создал программу трудового обучения, которая победила на конкурсе ВДНХ в Москве. За ее разработку и внедрение мне вручили орден Трудовой славы III степени. А потом в мою жизнь вошел «Зеркальный», и вот уже почти 30 лет я связан с ним неразрывно.

"Петербургский дневник": Главный в лагере – вожатый. Вы согласны с этим утверждением?

Александр Николаев: Абсолютно, потому что вожатый с детьми 24 часа в сутки. А кроме него воспитатели, их помощники, дежурные по режиму, педагоги-организаторы. Словом, все те, кто напрямую работает с детьми. 

Вы совершенно верно затронули вопрос о кадрах, потому что это очень важно. Это понимают все, от родителей до управленцев, которые занимаются организацией отдыха и оздоровления детей. 

С самого начала своей деятельности «Зеркальный» был учреждением, которое готовило молодых людей к активной организационной деятельности по различным направлениям: трудовой, спортивной, художественно-творческой, эколого-биологичес­кой и т.д. По этим направлениям нужны были люди, готовые вести за собой. 

Ведь что такое вожатый? Это тот, кто рядом и чуть-чуть впереди, кто ведет за собой. Это человек, который по возрасту недалеко ушел от ребенка, который понимает, чего тот ждет от него, но в то же время уже осознает ту меру ответственности и ту задачу, которая на него возлагается. Сего­дня это – безопасность ребенка. А далее нужно вспомнить о слове «воспитание», которое восходит к словосочетанию «восполнение питания», где питание не только пища материальная, но и духовная. Этим и занимаются наши вожатые – питают подопечных. 

"Петербургский дневник": Поскольку мы выяснили, кто в лагере главный, то где и как готовят вожатых?

Александр Николаев: Теоретическую подготовку дают наши известные вузы, где есть педагогические направления. Это РГПУ им. А.И. Герцена, Университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Университет культуры и искусства, Университет сервиса и экономики. С этими вузами мы работаем напрямую по договорам. Эта система хорошо выстроена. Особенность «Зеркального» в том, что у нас в отличие от таких известных лагерей, как «Орленок», «Смена», «Океан», есть школа, детский сад и ясли. 

Вузы могут посылать к нам студентов на практику, и таким образом мы находимся внутри социума, который объединяет в себе большое количество вузов. Тем учителям-предметникам, что приходят к нам, мы также даем досуговую практику, которую нигде нельзя получить. В этом уникальность нашей системы взаимодействия с вузами. 

Студенты, которые обучаются в вузе и проходят предметную практику в «Зеркальном», получают мощный воспитательный заряд, и этот багаж дает им возможность в дальнейшем не замыкаться только на уроке, а помнить о «классике жанра» – о воспитании в школе. Образование – это не образовательная услуга, как часто слышится сейчас, а жизнь. Точно так же вожатый не может быть выучен кем-то, это должно быть призвание, повеление души. Кто и как может заставить  молодого человека работать 24 часа в сутки? Никто. Только его собственное ощущение того, что он нужен, что ему это нравится. На этом строится вся работа вожатых. 

После окончания вуза мы берем выпускников к себе на постоянную работу, и это наш золотой фонд. Ребята приобретают колоссальный опыт работы вожатым и готовы его активно транслировать тем студентам, что приезжают на практику на 1-2 месяца. 

"Петербургский дневник": И сколько человек ежегодно пополняют педагогический коллектив «Зеркального»? 

Александр Николаев: Двадцать пять выпускников. Этих ребят мы готовим уже в своей Школе вожатского мастерства в течение года. Они посещают методический кабинет, правда, в вечернее время. Днем они все время с детьми, а вечером за чашкой чая могут посидеть, почитать методические материалы, посмотреть занятия на видео. Это особенно востребовано новичками.

Можно воспользоваться увиденными приемами, а можно по­смотреть, как другие придумывают уникальные занятия, которые повторить очень сложно. Но для каждого здесь найдется то, что в будущем ему пригодится. 

Еще один кадровый источник – это те вожатые, которые будут работать только летом. Мы их набираем из студентов, которым уже исполнилось 18 лет. Полгода ведутся предварительная работа и обучение, причем этот свое­образный полугодовой фильтр очень нужен, потому что позволяет увидеть, кого к детям подпус­кать нельзя. Сезонники работают все лето, и нам становится понятно, за кого нужно держаться, у кого есть талант и перспектива. 

"Петербургский дневник": Александр Вячеславович, каким самым важным качеством должен обладать вожатый? 

Александр Николаев: Для меня, как для родителя и руководителя, важно, чтобы у человека было развито чувство ответственности.

Представьте: у него нет своих детей, а он вдруг становится много­детным папой или мамой. Если у него есть чувство ответ­ственности, он может работать, если нет – к детям его допускать нельзя. 

Вторым важным качеством должна быть любовь к детям. Человек, которому интересно с детьми, не будет смотреть на время и после отбоя считать, что его функциональные обязанности завершены. 

И, конечно, нельзя забывать о профессионализме. Работать в «Зеркальный» приходят те ребята, которые когда-то сами были зеркалятами. Их можно считать профессионалами в своей облас­ти, потому что они еще детьми приезжали в лагерь мастерами спорта, художниками, танцорами, певцами и т.д. Все они принимали участие в профессиональных конкурсах и побеждали. Поэтому им есть что передать, чем поделиться с новыми зеркалятами.

"Петербургский дневник": «Зеркальный» – это, конечно, эталон. А что нужно, чтобы каждый лагерь был таким?

Александр Николаев: Я думаю, первое, на что нужно обращать внимание, – это кадровый потенциал. Это должна быть встреча родственных душ, с которыми хочется работать и творить. Понятно, что должна быть хорошая материальная база, но ее я ставлю на второе место, потому что, например, база «Зеркального» до реконструкции была в не очень хорошем состоянии. Однако то, что в нем происходило, не отталкивало родителей и детей. Содержание важнее.

И, конечно, в лагере должна быть психологическая и физичес­кая безопасность. Должны быть методы воспитания, трудовая деятельность, соответствующие возрасту. При этом важно совместное с ребенком участие в жизнедеятельности и организации творческой деятельности, потому что если дать задание, а самому отойти и контролировать, то ничего хорошего из этого не выйдет. 

В «Зеркальном» всю смену – 21 день – с утра до вечера с детьми занимаются. Кроме того, мы выстраиваем работу по социализации детей. Наверное, только в лагерях ребенок получает образование, которого не замечает, только в лагерях ему предоставлено право свободной самореализации. 

"Петербургский дневник": Александр Вячеславович, если вернуть время вспять, поехали бы вновь работать в «Зеркальный»?

Александр Николаев: Обязательно! Здесь действительно территория счастливого детства для детей и территория счастливой реализации задуманного для взрослых. Я верю и вижу, что то, что задумывалось, имеет воплощение в жизнь, всячески поддерживается властями города. Это не может не вдохновлять.