twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Толеген Мухамеджанов: Опера "Аттила" ставилась на земле, с которой гунны делали свои первые шаги

На сцене Мариинского театра – гаст­роли государственного театра оперы и балета "Астана Опера". Директор театра Толеген Мухамеджанов рассказал "Петербургскому дневнику" о том, чем казахские артисты планируют удивить взыскательного петербургского зрителя.

"Петербургский дневник": Вы представите на суд зрителей три постановки – оперу "Аттила", балет "Биржан и Сара" и гала-балет. Чем обусловлен этот выбор?

Толеген Мухамеджанов: В рамках подготовки к мировой премьере театра мы обратились с предложением к выдающемуся дирижеру современности Валерию Гергиеву, чтобы он возглавил постановочную группу премьерного спектакля. Маэстро предложил поставить оперу Джузеппе Верди "Аттила". Мы с удовольствием восприняли эту интересную идею, потому что сам по себе образ Аттилы очень близок нам. В свое время гунны во главе с Аттилой вышли из нашей степи, в этом есть некая символичность. Началась подготовка к мировой премьере театра – опере "Аттила". Валерий Абисалович Гергиев продирижировал ее 21 октября.

"Петербургский дневник": Оперу "Аттила" 8 марта также будет дирижировать Валерий Гергиев? 

Толеген Мухамеджанов: Да. После премьерного спектакля прозвучало предложение со стороны маэстро провести гастроли нашего театра с этой постановкой на Новой сцене Мариинского театра. Заманчивое и прекрасное предложение, на которое мы сразу откликнулись, теперь стало реальностью: 8 марта на Новой сцене Мариинского театра пройдет опера "Аттила". 

Также мы запланировали и национальную оперу Мукана Толебаева "Биржан и Сара". Театр "Астана Опера" открылся и работает на казахской земле, поэтому мы обязаны были показать спектакль, несущий в себе музыкальный материал и историю, которой живет наша страна. Вот почему эти две оперы вошли в репертуар предстоящих гастролей. 

Мы должны были показать и балетный спектакль, но, к сожалению, старая сцена Мариинского театра не смогла принять декорации нашего спектакля "Спящая красавица" из-за их величины. Поскольку сцена театра "Астана Опера" очень большая, декорации были рассчитаны на ее размеры. Гала-балет мы даем 9 марта.

"Петербургский дневник": Петербургские зрители уже имели возможность посмотреть оперу "Аттила" в Мариинском театре. В чем принципиальное отличие вашей постановки?  

Толеген Мухамеджанов: Опера "Аттила" ставилась на той земле, с которой когда-то гунны делали свои первые шаги в качестве кочующего народа, а потом и завоевателей. Соответственно, мы должны были показать их в несколько другом ракурсе, так как любой казах видит в Аттиле своего великого предка, возникает некая историческая аналогия. Первая же встреча с режиссером-постановщиком Пьером Луиджи Пицци определила, что Аттила будет показан как герой, близкий нашему народу. Изначально маэстро осуществил постановку в Римской опере, в которой тоже высветил образ Аттилы как мужественного, благородного человека. Главный герой перешел через себя, через свою гордыню завоевателя из большой искренней любви к женщине. Аттила смог поднять образ возлюбленной на большую высоту, и через свою любовь он принял и свою смерть. В этом и есть отличие постановок. 

Костюмы гуннов мы тоже поменяли. Потому что прежние, которые были в Римской опере, нас не устраивали. Вы увидите на сцене совершенно другие, яркие костюмы гуннов, которые отличаются степной красотой. Это делалось для того, чтобы можно было видеть в них наших предков, которые когда-то вышли из нашей великой степи на мировую арену. 

"Петербургский дневник": Ранее вы гастролировали в Казахстане, выступали на сцене Театра оперы и балета им. Абая. Есть ли сейчас волнение в преддверии премьеры на сцене Мариинского театра?

Толеген Мухамеджанов: Изначально мы не могли сразу, как молодой театр, поехать на зарубежные гастроли, тем более в такой великий театр, как Мариинский. Нам нужно было пройти своего рода некую аттестацию зрелости. Мы приняли решение поехать на гастроли в культурную столицу нашей родины – Алма-Ату, получить там благословение и в то же время поклониться духу наших великих предков, тех, кто стоял у истоков оперного и балетного искусства Казахстана. 

Мне кажется, что мы прошли это испытание и экзамен на зрелость сдали на отлично. И это не наша оценка, а оценка, которую нам дали тысячи зрителей, пришедших на эти спектакли и концерты. Мы поверили в себя, поверили в свои силы и в то, что имеем полное моральное право выйти на Большую сцену Мариинского театра, который имеет вековые традиции и прекрасную историю. Я думаю, что выступление в Санкт-Петербурге – это тоже своего рода экзамен. Если эти гастроли пройдут удачно, то мы будем считать, что выбрали правильный путь и можем считать себя состоявшимся театром. Думаю, у нас вырастут крылья, которые понесут нас дальше по пути развития нашего театра. 

"Петербургский дневник": Вы покажете петербуржцам казахский национальный балет. Для нашей сцены пока это редкость.  Ваша основная задача – удивить, поразить зрителя? 

Толеген Мухамеджанов: Наша главная задача – в меру своих возможностей порадовать зрителей, которые придут на этот концерт. У нас самая молодая балетная труппа. Средний возраст артистов чуть более 22-23 лет. Они горят желанием проявить себя, что должно вызвать интерес у зрителя. Большинство артистов – выпускники училища имени А.В. Селезнева, одного из лучших на территории постсоветского пространства. В свое время там работала и давала импульс развитию балетного искусства выдающаяся балерина Галина Уланова, которая танцевала во время войны в театре Алма-Аты. Мы имеем очень хорошие заложенные традиции, которые остались в стенах этого училища. У нас ведь такая же российская школа балета. Многие из наших педагогов, руководителей имеют московское образование. Я сам окончил аспирантуру Московской консерватории имени П.И. Чайковского как композитор. Мы не удивим, мы постараемся быть на уровне того балета, который есть в России. 

"Петербургский дневник": В чем особенность оперы "Биржан и Сара" по сравнению с постановками, которые были исполнены ранее? 

Толеген Мухамеджанов: Во-первых, это одна из самых ярких жемчужин казахской оперы. Она была написана в 1946 г. выдающимся композитором Муканом Толебаевым и с тех пор живет и является самой востребованной оперой казахского оперного искусства. Для нас "Биржан и Сара" – это своего рода визитная карточка, которой 21 июня прошлого года открылся наш театр. И теперь каждый театральный сезон мы будем открывать этой оперой. Она являет собой наш талисман, который всегда будет сопровождать театр "Астана Опера". 

Сюжет произведения отчасти историчен, но в то же время он несет в себе художественный смысл. В нем воплощены все лучшие традиции и обычаи, которые есть в нашем народе. Человек, посетивший оперу, музыка и сюжет которой очень национальны, в какой-то степени сумеет познать душу казахского народа. Сюжет иллюстрирует ту историческую жизнь, прожитую нашим народом, в которой человек не всегда мог выйти за рамки взаимоотношений, существовавших между разными социальными слоями. 

"Петербургский дневник": В дальнейшем планируете ли вы сотрудничество с Мариинским театром? 

Толеген Мухамеджанов: Для нас честь сотрудничать с таким театром, как Мариинский. Я выражаю особую признательность его руководителю маэстро Валерию Гергиеву за его колоссальный вклад в сближение культур России и Казахстана – двух стран, которые сегодня являются ближайшими стратегическими партнерами. Для нас также честь, что мы в начале октября будем принимать на нашей сцене гастроли Мариинского театра. К этому событию мы готовимся с трепетом, потому что в нашей стране творчество Мариинского театра найдет колоссальный интерес. Я думаю, будут неимоверные аншлаги. 

"Петербургский дневник": Куда отправится ваша труппа после Санкт-Петербурга?  

Толеген Мухамеджанов: Сегодня ведется переговорный процесс по определению конкретных дат и сцен, на которых будет выступать наш театр. Мы имеем очень хорошие контакты с оперой Ковент-Гарден в Лондоне и с Опера Гарнье в Париже. На сцене Карнеги-холла мы будем выступать в Нью-Йорке.

  • Текст
  • Екатерина Шабанова