twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Дмитрий Высоцкий: Осеняет только тех, кто думает

Как превратиться в режиссера анимационных фильмов, где черпать идеи, "Петербургскому дневнику" рассказал режиссер Дмитрий Высоцкий. Он режиссер-аниматор, призер Открытого российского фестиваля анимационного кино. Номинант премии американской национальной киноакадемии "Оскар" за лучший короткометражный анимационный фильм Lavatory-Lovestory.

"Петербургский дневник": Расскажи, пожалуйста, как из актера стал аниматором?

Дмитрий Высоцкий: По образованию я - режиссер театрального коллектива. Так в Университете Культуры и Искусств называется эта профессия. Актерские навыки прививались нам на протяжении всего обучения режиссуре. Это обычная практика для театральных учебных заведений. Для того чтобы работать с актером, режиссер обязан как можно глубже проникнуть в природу актерского мастерства, чтобы понимать, как это работает, и знать, что требовать или предлагать актеру на сцене. А превращение меня из режиссера театра в режиссера анимационных фильмов началось еще задолго до поступления в вуз.

Мультипликация манила и увлекала еще с детства. Причем это была не просто страсть смотреть мультики (этим болеют все дети), это было желание воспроизвести свои мечты и фантазии на бумаге или с помощью игрушек, буквально оживить свою собственную реальность. Фактически, двигая у себя на столе машинки и солдатиков, я наделял их характерами, придумывал им задачи и сталкивал в конфликтах. Так делают многие дети. Играют и верят в реальность своих выдумок. Не хватает только камеры, чтобы зафиксировать игру, снять это кино. А вот это уже следующий шаг в превращении. Большинство его не делает, а я при помощи любительской кинокамеры начал покадрово снимать пластилиновых персонажей собственного производства. Тут и произошло чудо. Теперь на экране мои герои жили самостоятельно, двигались без помощи моих рук. Это было невероятное ощущение! Я мог придумать и оживить свою вселенную! Ген аниматора намертво встроился в мою творческую ДНК, назад пути не было. Превращение в аниматора началось раньше обучения ремеслу режиссуры.

"Петербургский дневник": Пригодилась ли режиссерская школа в мультиках?

Дмитрий Высоцкий: И режиссерская школа, и актерское мастерство, безусловно, обогатили палитру анимационных выразительных средств. Ведь аниматор и актер очень схожи по природе. Оба выражают что-то посредством перемещения своего "я" в канву жизни вымышленного героя. Просто инструментом актера является его собственное тело, психофизика и душа, а аниматор использует рисунок или куклу, а суть та же. Для того чтобы персонаж в анимации был выразителен, понятен и интересен, аниматор буквально должен сыграть за него роль как актер. Ну и  взгляд "внутреннего режиссера" со стороны тут, конечно, тоже не лишний.

"Петербургский дневник": Надо ли вообще учиться представителям творческих профессий?

Дмитрий Высоцкий: Ни у кого не вызывает сомнения, что профессии врача надо учиться. Можно и не учиться, но кто согласится лечь под нож к такому врачу? А вот о тех профессиях, что находятся в возвышенной духовной сфере, люди часто имеют очень неверное представление. Это, дескать, должно происходить, как Бог на душу положит. Вроде как тут главное - талант, а не школа.

Есть ведь у тебя голос, вот и пой себе. Это глубокое заблуждение. Талант без огранки часто неотличим от бездарности. Если мы говорим о профессии, то автоматически исключаем вариант, когда у профессионала сегодня может что-то получиться, а завтра не очень. Профессионализм все же означает определенное стабильное умение, владение ремеслом, приемами и инструментами, позволяющими раскрывать и усиливать воздействие данного Богом таланта.

Аниматор-любитель (непрофессионал), как и знахарь, имеет право чего-то не знать и не уметь. Но за результат тут поручиться нельзя. Врач-любитель может по незнанию убить ваше тело, а аниматор-неумеха может убить ваше время и настроение, покалечить вашу душу. Ладно, если он просто пошутил, а вам просто не смешно. Но если плохая шутка затянулась на полнометражный фильм, то это уже беда. И тут дело точно не только в таланте, а в умении.

"Петербургский дневник": То есть получается, что сейчас авторские мультфильмы для души, а для денег - реклама?

Дмитрий Высоцкий: Примитивно говоря, да. Объективно говоря, тоже. Но все аниматоры, художники, творцы - люди по природе не очень объективные. Нам всем свойственен наивный идеализм. Но часто это довольно продуктивный идеализм. Вера в то, чего не может быть, позволяет нарушать правила, и тогда то, чего не бывает, рождается и живет. И так бывает не только в искусстве. Поэтому постулат "искусство для души, а для денег - реклама" тоже нередко трещит по швам.

Авторский мультфильм для души не обязательно будет шедевром, а  это для души  - уже скорее утрата, чем приобретение. Чисто коммерческий рекламный ролик или заказной научно-популярный мультфильм может оказаться настоящим произведением искусства и вызвать восторг зрителя. Так бывало нередко. И далеко не всякая реклама прямо-таки обогащает ее создателя. Это тоже широко распространенное заблуждение. А при этом среднего уровня авторское кино бывает неожиданно берет на каком-нибудь фестивале весомый денежный приз.  Вывод: идеалисты и романтики аниматоры мечтают о том, чтобы любая реклама, вышедшая из-под их пера, являлась шедевром, и чтобы каждый авторский мультфильм радовал душу зрителей и приносил автору несметные богатства. Как продуктивный идеалист, я уверен, что это возможно!

"Петербургский дневник": Чем сейчас занимается студия Высоцкого и Сикорского, которую вы основали вместе со своим однокурсником?

Дмитрий Высоцкий: У нас, как всегда, очень много разной работы. Что-то мы делаем вместе. Но остается пространство и для сольных проектов. Совместно, как режиссер и художник, мы сейчас работаем параллельно над тремя авторскими мультфильмами, которые находятся на разных стадиях создания. Кроме того, мы активно сотрудничаем с музеем "Эрарта" и делаем для него мультсериал "Черный квадрат". Это первый в мире мультсериал о современном искусстве. Чистая правда. Посмотреть его можно либо в самом музее "Эрарта", либо в интернет-сообществах музея.

В качестве сольной деятельности мой друг и соратник художник Андрей Сикорский уже давно и очень успешно создает восхитительные скульптуры, картины и объекты из мусора. Это направление в искусстве называется Recycling Art. То есть искусство, рождающееся из всего, что уже отжило свое и выброшено на помойку.

А я делаю анимацию и проекционные спецэффекты для театральных постановок и различных шоу. Ну и много чего еще, пишу сценарии, делаю видеоклипы, иллюстрации и пр. Скучать нам некогда.

"Петербургский дневник": А популярные взрослые мультсериалы - это творчество или ремесло?

Дмитрий Высоцкий: Все зависит от подхода авторов. Порой это чистое, свободное и безграничное творчество, а порой голое, скучное ремесло. Любой зритель видит и чувствует это сразу, после первой же минуты просмотра. Мультсериал - это массовое искусство, и оно обязано быть зрительским. Чисто авторский (читай – понятный одному лишь автору) мультсериал - это нонсенс, провал с точки зрения коммерции. Хороший сериал виртуозно балансирует между авторской оригинальностью и массовым зрительским успехом. И ремесло создателей тут играет не последнюю роль.

"Петербургский дневник": Расскажи, как ты относишься к инфографике?

Дмитрий Высоцкий: Инфографика – современное модное явление в информационной сфере. Оно родилось как способ внятной и точной подачи информации без титанических трудозатрат. Это произошло, во-первых, благодаря современному спросу на подобный контент в сети, а во-вторых, как производное от возможностей определенных программ, с помощью которых она создается.

Изначально это чисто дизайнерская фишка. Но мода на нее распространилась мгновенно, и она даже выделилась в своеобразный узнаваемый стиль. Если инфографика занимает положенное ей место и отвечает возложенным на нее задачам, то это прекрасно. Если она расширит поле своего применения и будет убедительна и уместна не только в презентациях бухгалтерских программ, то и это хорошо. Поживем – увидим.

"Петербургский дневник": Ты работает в творческой среде. Где черпаешь идеи, и может ли иссякнуть этот фонтан?

Дмитрий Высоцкий: Мы сами, скорее всего, не продуцируем идеи. Идеи рождаются не в нашем мозгу, а вовне. В огромном всеобщем информационно-культурно-духовном пространстве, к которому наш мозг способен подключаться и с которым может взаимодействовать. Идеи, открытия, рифмы, озарения, паззлы новых философских конструкций и гениальных изобретений носятся в беспорядке над нашими головами. Мы лишь поднимаем головы повыше и пишем запрос в командной строке, например "идея нового фильма о тараканах и слонах". По этому запросу во всечеловеческом пространстве информации и идей вываливается миллиард ссылок. Наша задача – уметь их ловить и сортировать. Отсеивать ненужное, использовать и сочетать необходимое. Сами по себе умные мысли не появляются и дураков, как правило, не посещают.

Может, конечно, идея iPhone случайно залететь в голову к недоумку, но он и не поймет, с чем имеет дело. И выкинет ее как чепуху. И только Стив Джобс распознает в ней открытие, так как давно уже к этому готов, ибо постоянно об этом думает. Может только засориться труба, по которой поступают фонтаны идей. А их бесконечно много, хватит на всех. Осеняет только тех, кто думает.

  • Текст
  • Анна Литвинко