twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

В Петербурге позаботятся о самых маленьких

Для большинства ребят детство начинается с детского садика. И каким оно будет, зависит от среды, которая создана, и от воспитателя, который в эту среду ребенка погружает.

Сегодняшний детский сад – это далеко не то учреждение дошкольного образования, которое было несколько десятков лет назад. Особенно в свете введения новых государственных образовательных стандартов. Сегодня детский сад – это большое разнообразие образовательных программ, продуманная развивающая среда, широкий спектр дополнительных занятий, информационные технологии и т.п. 

Проблема решается 

Но все это замечательно и эффективно, когда ребенок посещает детский сад. А если в садике нет мест? Не случайно и родители, и чиновники дефицит мест в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) считают одной из самых  проблемных зон в жизни современного мегаполиса. 

Впрочем, в Петербурге важность проблемы давно оценена органами исполнительной власти. На открытии каждого нового детского сада присутствуют представители властей города – это говорит о том, что задача ликвидации дефицита мест в ДОУ находится в зоне особого внимания. 

Сегодня в Петербурге более 80% детей в возрасте от 1 года до 7 лет посещают образовательные учреждения. И этот показатель существенно отличается от ситуации в целом по России. Для сравнения заметим, что в стране охват услугами дошкольного образования составляет 63,7%.   

Рождаемость идет в рост

По данным Комитета по образованию, увеличение детского населения по районам города происходит неравномерно. Прирост рождаемости в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском или Василеостровском районе гораздо менее интенсивен, чем, например, в Красносельском, Выборгском, Пушкинском, Приморском или Калининском. Правда, дефицит мест в детских садах для детей от 1 года до 3 лет сегодня существует прак­тически везде. 

Это обусловлено рядом причин: ростом рождаемости, миграцией внутри города, связанной с жилищным строительством в новых районах, ростом спроса жителей Петербурга на дошкольные образовательные услуги, а также исполнением федерального законодательства по обеспечению услугами дошкольного образования детей трудовых мигрантов из других регионов РФ, стран бывшего Советского Союза, законно проживающих в Петербурге, детей из Ленинградской области, которых в заявительном порядке обязаны обеспечить местами в детских садах. 

На сегодняшний день в Северной столице реализуется целый ряд документов, направленных на развитие системы дошкольного образования, обеспечение его дос­тупности, расширение вариативности работы с детьми дошкольного возраста. В первую очередь это Программа развития системы дошкольного образования в Санкт-Петербурге на 2013-2015 гг. и Прог­рамма строительства и реконструкции детских садов на 2011-2016 гг.

Значительную поддержку в развитии системы дошкольного образования оказывают субсидии из федерального бюджета. Только в 2013 г. на эти цели выделено более 640 млн рублей, которые в первую очередь направляются на соз­дание новых мест для дошкольников.

В прошлом году введены в эксплуатацию пять детских садов, одно дошкольное отделение, один детский сад открыт после реконструкции. Всего планировалось создать около 10 тыс. мест для дошкольников.

Планировать на перспективу

Дальнейшее развитие получит и такое направление развития системы дошкольного образования, как вариативные формы: группы кратковременного пребывания с организацией и без организации питания, дошкольные отделения в школах, семейные группы. Также запланирована работа по созданию особой инфраструктуры для развития детей от 1 года до 3 лет: группы присмотра и ухода, лекотеки (система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития), семейные клубы, консультативные пункты. По-прежнему будет оказываться поддержка негосударственным детским садам и организациям по присмотру и уходу за детьми.
Как отмечают в Комитете по образованию, увеличение детского населения города продолжается уже несколько лет. К примеру, количество дошкольников в этом году по сравнению с прошлым увеличилось на 16 тыс. Поэтому проб­лемы доступности дошкольного образования – это повод для того, чтобы уже сейчас планировать сеть школьных учреждений не только на ближайшую, но и на дальнейшую перспективу. 

В центральных районах города этот процесс, скорее всего, будет иметь позитивные результаты: наполнятся школы, которые сегодня комплектуются менее чем на 75%. А вот для районов активной жилой застройки необходимо уже сегодня предусматривать дополнительные меры, поскольку, к сожалению, темпы строительства социальных объектов значительно отстают от строительства жилых домов, а уже по­строенные объекты не удовлетворяют в полной мере спрос жителей.

Быть воспитателем престижно 

Так же как меняется внешний вид дошкольного учреждения, меняется и его главная фигура – воспитатель. Не секрет, что раньше в детсад шли работать по остаточному принципу – когда уже никуда было не устроиться. Иное дело сейчас. Медленно, но верно статус вос­питателя растет. Этому способствует и тот факт, что несколько лет назад появился общенацио­нальный праздник – День воспитателя и всех дошкольных работников, главная идея которого – привлечь внимание общества к детскому саду и дошкольному воспитанию в целом, поскольку именно в этом возрасте формируется личность.

Сегодня в 1173 ДОУ Санкт-Петербурга трудятся более 40 тыс. работников, из них 18 тыс. – воспитатели. 

Многие до­школьные учреж­дения имеют высокие достижения в воспитании и обучении подрас­тающего поколения. За прошедший учебный год территории 200 ДОУ были оснащены современным игровым и спортивным оборудованием.

С 2010 г. ежегодно по результатам конкурсного отбора 100 лауреатов премии правительства города "Лучший воспитатель государ­ственного дошкольного образовательного учреждения Санкт-Петербурга" получают премию в размере 50 тыс. рублей.

Ряды работников ДОУ ежегодно пополняют и молодые специа­листы. К примеру, в 2013 г. в дет­ских садах Петербурга приступили к работе 327 выпускников педагогических колледжей и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

  • Текст
  • Наталья Алексютина