twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Сергей Ларенков: Фотокамера позволяет путешествовать во времени

Петербург­ский блогер Сергей Ларенков утверждает: с помощью фотоаппарата можно перемещаться во времени – и доказывает это своими коллажами.

"Петербургский дневник": Ты – профессиональный моряк. Чем тебя привлекло это дело? В каких странах ты успел побывать?

Сергей Ларенков: С морем я знаком с детства, вырос в яхт-клубе. С шестого класса знал, чем буду заниматься, когда вырас­ту. Став штурманом, ходил в дальние плавания, посетил много стран в разных концах планеты. Самое трудное в профессии моряка – долгая разлука с родными, дети успевают вырасти, пока ты в море. Насмотревшись на мир, бросил якорь в родном порту. Теперь работаю морским лоцманом, вывожу в море и завожу в порт разные суда. Люблю свою работу.

"Петербургский дневник": А как так получилось, что профессиональный моряк стал фотографом? Коллажи – это исключительно хобби или что-то еще?

Сергей Ларенков: Фотокамера также с детства была рядом. Теперь она позволяет путешествовать во времени. И коллажи, в которых я создаю пространственно-временной портал, стали уже больше, чем хобби. Все начиналось лет десять назад со старинных открыток, которые я накладывал на современный вид родного города. Примерно 5 лет назад мне захотелось не прос­то заглядывать таким образом в прошлое, но и показать своим детям, что испытали наши родные, пережившие войну и блокаду. Так возник проект "Связь времен".

"Петербургский дневник": Сколько времени уходит на то, чтобы создать такой коллаж?

Сергей Ларенков: Времени на поиск и создание работ уходит действительно очень много, но это безумно интересно, сам невольно прикасаешься к истории. Я отыскиваю в архивах военные фотографии, а затем еду, чтобы найти и запечатлеть это место сейчас. 

Большинство фотографий я заказывал в Красногорском архиве РГАКФД под Москвой, часть – в Санкт-Петербургском ЦГАКФФД. Работа со старыми фотографиями в архивах почти такая же, как со старыми фолиантами в серьезных библиотеках – просто так не допус­тят, только для серьезной работы. 

Что касается последующей обработки, то процесс наложения фотографий в программе "Фотошоп" несложный – традиционная работа со слоями, знакомая каждому фотографу. Гораздо сложнее правильно выбрать точку съемки, чтобы найти именно ту, откуда была сделана фотография изначально.

"Петербургский дневник": Ты специально ездишь в каждый город, где снимаешь кадры для коллажей?

Сергей Ларенков: Если вначале проект охватывал только блокадный Ленинград, то сейчас я посетил уже большое количество мест, опаленных войной, в таких городах, как Москва, Киев, Минск, Севастополь, Сталинград, Одесса, Брест, Берлин. Прага, Вена, Париж, Рига. 

Предпочитаю в отпуске ездить на машине, так больше мест можно посетить и отыскать. Моя семья помогает, вместе ездим по стране, путешествуем.

"Петербургский дневник": Почему используешь именно военные фото?

Сергей Ларенков: Проект у меня некоммерческий, для души, все работы я выкладываю в свой блог в Живом журнале. Кроме военных фотографий очень интересно реконструировать в современном снимке утраченные памятники, старинные здания и церкви. И здесь у меня еще много работы.

"Петербургский дневник": Знаю, что есть приложение, позволяющее "отбирать у тебя хлеб", – делать такие коллажи самому...

Сергей Ларенков: Приложение для смартфонов, которое позволяет, как ты сказала, "отбирать у меня хлеб", называется "Таймера". Я сам непосредственно участвую в этом проекте, помогаю разработчикам и занимаюсь его тестированием. 

Не вижу ничего плохого в том, что каждый с помощью смартфона теперь сможет проникать в прошлое. Это позволит лучше знать нашу историю, бережнее относиться к памяти предков, а значит, общество станет лучше.

По поводу так называемой мобилофотографии хочу сказать, что, если с помощью простой камеры в простом телефоне у человека получается отличная фотография, это как минимум достойно уважения.
Как-то Павел Маркин, мастер отечественной фотожурналистики, мне сказал: "Снимают не фотоаппаратом, а головой".

  • Текст
  • Анна Литвинко