twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Александр Сачок: Ворота города под надежной охраной

О специфике работы Санкт-Петербургского линейного управления МВД России на транспорте рассказывает его начальник полковник полиции Александр Сачок.

"Петербургский дневник": Насколько широко простирается зона ответственности вашего управления?

Александр Сачок: Мы обеспечиваем безопасность и поддерживаем общественный порядок на Московском и Ладожском вокзалах. Также в зону нашего обслуживания входит территория около 600 км. По центральному ходу – до Малой Вишеры, и по северному ходу – до Волховстроя. Службу на всех этих участках несут порядка 500 человек. Подразделение, конечно, большое, но и зона нашей ответственности одна из самых сложных. Московский вокзал – это ворота города, поэтому все культурно-массовые мероприятия проходят через Московский вокзал. А это и центр, и связь с Москвой, и поезда "Сапсан". Только в этом году на нашей территории прошло 190 общественно-массовых и культурных мероприятий. В основном это футболы, хоккеи. Наши сотрудники обеспечивали безопасность и на экономическом форуме, и на саммите G20, и на Универсиаде в Казани.

Занимаемся мы и сопровождением поездов. К примеру, в сутки только на Московский вокзал приходит порядка 60 пар поездов дальнего следования и 80 поездов пригородного сообщения. За сутки проходит от 20 до 50 тыс. пассажиров в зависимости от времени года.

Треть раскрываемых нами преступлений составляют кражи, 25% - выявление наркотиков. Если несколько лет назад кражи в поездах происходили по 3-4 в день, то сейчас их число значительно сократилось. А это результат той профилактики, которая ежедневно проводится сотрудниками транспортной полиции.

"Петербургский дневник": Где чаще совершаются преступления – в поездах, прибывающих на Московский и Ладожский вокзал или на самих вокзалах?

Александр Сачок: На вокзалах. При этом следует отметить, что за последние 5 лет нам удалось значительно сократить их число. Также необходимо учитывать и то, что часто человек не сразу замечает, что в отношении него совершено противоправное деяние. Например, кошелек у пассажира крадут в метро, а обнаруживает он это только на вокзале. То же самое происходит и с поездами. Некоторые поезда идут несколько суток, в течение которых и может произойти кража, а обнаружит гражданин ее только здесь - на вокзале, обращается к стражам порядка тоже уже здесь. Следовательно, и расследование переходит к нам. Даже если с пассажиром что-то случилось в Москве, а он обнаружил пропажу уже в "Сапсане", который идет без остановок, занимаются расследованием наши следователи и дознаватели. Кстати, что касается фирменных поездов "Сапсан", то они у нас сопровождаются абсолютно все.

"Петербургский дневник": А вообще в самих "Сапсанах" совершались когда-либо преступления?

Александр Сачок: Было такое. Год назад члены международной преступной группы из Колумбии, специализирующейся на краже ювелирных изделий, совершили кражу крупной партии украшений у пассажиров, следующих в Москву. Но с помощью проведенного нами анализа, записей с камер видеонаблюдения мы колумбийских воров вычислили и в итоге были арестованы 12 человек, многих из которых уже осудили.

"Петербургский дневник": Но, в целом, в "Сапсане" безопасно в плане криминальных проявлений?

Александр Сачок: Как я уже сказал, эти поезда сопровождаются нарядами из числа сотрудников транспортной полиции. Да и зал досмотра на "Сапсаны" практически как в аэропорту. Все просвечивается, вещи осматриваются. В плане безопасности принимаются очень серьезные меры. Плюс видеонаблюдение в самом поезде и на платформах. И весь перегон от Санкт-Петербурга до Москвы оборудован камерами видеонаблюдения. И это касается не только пути следования "Сапсана", но и всего центрального хода. Все мониторится из центра, который находится на вокзале и видно любое движение. Если кто-то подходит к объектам железнодорожного полотна, сразу же срабатывает система, работающая и в ночное время. Диспетчер тут же сообщает полицейским, а они выдвигаются на проверку. Бывает, что это просто несовершеннолетние гуляют, а бывает, что и хищение удается предотвратить. К слову, буквально пару недель назад задержали организованную группу. Они похищали реле, включающие светофоры. Похитители действовали ночью. К месту столбов, на которых установлены блоки с реле, они приезжали на машине или на последней электричке. Потом фомкой вскрывали блок и вытаскивали из него 10-15 реле. Это у них занимало минут пять. Потом сдавали реле как цветной металл по 1-2 тыс. рублей за штуку. А что такое вытащенное реле? Естественно, срабатывает сигнализация, поезд останавливается, происходят задержки в движении поездов и так далее. Можете себе представить, практически на всех перегонах в засаде, независимо от погоды, наши сотрудники ждали, когда злоумышленники появятся и при первой же возможности задержали причастных к хищению лиц.

"Петербургский дневник": Как вы оцениваете уровень подготовки и профессионализма сотрудников линейного управления?

Александр Сачок: Все сотрудники - настоящие профессионалы своего дела. В начале года некомплект был порядка 60 человек, тем не менее недоукомплектованность не сильно влияла на оперативную обстановку. Сейчас мы практически полностью укомплектованы. А вообще наши следователи расследуют самые различные преступления. Я считаю, что те следователи, которые проходят опыт работы на Московском вокзале, потом смело могут работать в любом другом подразделении. На данный момент у нас работает очень много опытных сотрудников. Самое главное, чтобы в коллективе был хороший морально-психологический климат, тогда он будет работать слаженно, а каждый сотрудник ежедневно сможет оттачивать свой профессионализм.

"Петербургский дневник": Одно из главных направлений – борьба с наркотиками, какие меры ведутся в этом направлении?

Александр Сачок: И здесь нашему подразделению есть чем гордиться. В этом году из незаконного оборота наркотиков изъято больше 13 кг тяжелых наркотиков. Таким образом, только благодаря нашей работе огромное количество запрещенных в обороте препаратов не дошли до потребителя. Более того, мы создали даже целое отделение, которое занимается противодействию незаконному распространению наркотиков и оружия.

"Петербургский дневник": А оружия много перевозят?

Александр Сачок: В основном, мы задерживаем так называемых черных следопытов, которые "выкапывают" оружие времен ВОВ. Копатели в большинстве случаев перевозят его из Мги с целью продажи или личного использования. Отмечу, что с каждым годом такого оружия становится меньше. За 9 месяцев этого года нами перехвачено около 60 единиц, включая боеприпасы.

"Петербургский дневник": Насколько эффективны современные технические внедрения в работу транспортной полиции, к примеру, камеры видеонаблюдения?

Александр Сачок: Большой плюс профилактики заключается в том, что территория Московского вокзала практически вся находится под видеонаблюдением. К примеру, сейчас здесь размещено порядка 120 камер видеонаблюдения. В том числе благодаря им раскрывается большое количество преступлений. Ну и хаотичные преступления, такие как грабежи, можно мгновенно выявить и раскрыть с помощью камер, качество съемки с которых позволяет установить даже паспортные данные. С мониторингового центра сигнал тут же поступает сотрудникам, и они принимают все необходимые меры.

"Петербургский дневник": Что вы можете сказать о состоянии оперативной обстановки на Московском и Ладожском вокзалах?

Александр Сачок: В настоящий момент криминогенная обстановка остается стабильной. Иными словами можно сказать, что сейчас на двух главных вокзалах города граждане могут себя чувствовать в безопасности. Если раньше в тех же пригородных поездах в день совершалось по 2-3 грабежа, то сейчас подобные проявления сократились до минимума. Здесь большую роль играет полицейское сопровождение и сотрудники уголовного розыска, которые контролируют ситуацию в электричках. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что ездить в пригородных электропоездах даже в вечернее время безопасно. Если что-то происходит, мы реагируем очень быстро: практически на каждой станции у нас есть свои пункты полиции.

"Петербургский дневник": Какие меры принимаются на вокзалах в плане противодействия терроризму?

Александр Сачок: Я уже говорил о видеонаблюдении, но кроме того, и это, пожалуй, основное – постоянные учебные тренировки. Одним словом, действуем по принципу "тяжело в ученье, легко в бою". Здесь для нас главное - выработать слаженное взаимодействие всех внутренних служб и подразделений вокзала. Все это делается с целью закрепления алгоритма действий при обнаружении какого-нибудь подозрительного предмета. Кроме того, на всех входах на вокзал стоят посты с металлодетекторами. Это также действенное профилактическое средство. Но в любом случае, никогда не стоит забывать, что железнодорожный вокзал – это зона повышенной опасности. И по большому счету на вокзале должны находиться только пассажиры с билетами. А тех, кто находится на нашем объекте обслуживания "без дела", опытные сотрудники полиции и охранного предприятия вычисляют сразу и уже ведут за такими повышенное наблюдение.

"Петербургский дневник": А как вы взаимодействуете с сотрудниками охранных предприятий?

Александр Сачок: У нас наложено достаточно тесное сотрудничество. Зачастую обеспечение правопорядка и безопасности на вокзале осуществляется на постоянной основе. Ежедневно они заступают на службу в составе 10-15 человек. Наша совместная работа приносит значимые плоды в решении общих задач.

"Петербургский дневник": Как осуществляется борьба с несанкционированной торговлей в поездах и на вокзалах?

Александр Сачок: Безусловно, данное явление существует. Но мы проводим целенаправленную работу по борьбе с подобными правонарушениями. Привлекаем нелегальных торговцев к административной ответственности. Но есть у нас и еще одна мера. Как ни странно, это сами торговцы, а точнее те торговые предприятия, которые заключают договоры с железной дорогой и, соответственно, могут торговать на вполне законных основаниях. Они нам тоже помогают, своевременно сообщая о нелегальных торговцах.

"Петербургский дневник": Может ли человек, сдавший груз в камеру хранения, быть совершенно уверен в его безопасности?

Александр Сачок: Раньше такой уверенности у пассажира не было. И кражи совершались. Но в прошлом году вся система была преобразована и стала полностью электронной. Идет полное фиксирование всех действий сдавшего вещи в камеру хранения. И могу сказать, что за целый год у нас не было ни одной кражи из камеры хранения.

"Петербургский дневник": Готово ли ваше управление к главным футбольным событиям 2017-2018 года?

Александр Сачок: За эти годы уже разработан алгоритм действий, который позволяет полностью контролировать ситуацию, связанную с действиями футбольных болельщиков. Нам помогают коллеги из других управлений и из территориальных отделов полиции. Все поезда с фанатами мы отрабатываем, а также контролируем ситуацию на каждой платформе и, естественно, на вокзалах. Все это приносит свои плоды. Кроме того, в дни, связанные с прибытием футбольных болельщиков, у нас действует запрет на продажу алкогольных напитков и напитков в стекле на вокзале. Уверен, что те методы работы, которые мы выработали за это время, обеспечат необходимый порядок во время Кубка конфедераций и ЧМ-2018.

  • Текст
  • Дмитрий Стаценко