twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Ученые нашли генетические регуляторы черт лица

Международная группа молекулярных биологов приблизились к пониманию того, почему лица людей друг у друга отличаются. Они обнаружили регуляторные последовательности в ДНК, отвечающие за формирование индивидуальных черт у млекопитающих, в том числе у людей, сообщает Science.

Найденные регуляторные последовательности относятся к классу энхансеров. С помощью специальных белков эти некодирующие фрагменты ДНК воздействуют на активность генов. Эти гены могут быть расположены от самого энхансера на расстоянии десятка тысяч нуклеотидов. За счет выпетливания ДНК они приходят в контакт.

Исследователи у эмбрионов мышей обнаружили энхансеры-кандидаты, управляющие чертами “лица” с помощью анализа активности соответствующих вспомогательных белков. Таких регуляторных элементов было найдено всего 4 тысячи. Чтобы наблюдать, как включаются энхансеры во время развития, ученые вставили в некоторые из них гены флюоресцентных белков.

Ученые удалили три энхансера-кандидата и получили три мутантные линии грызунов, что окончательно подтвердило их роль. На взгляд человека они были неотличимы внешне. Однако удаление этих регуляторов влияет на формирование черепа, как показала томография. Он становится более коротким или длинным, узким или широким.

Ученые считают, что эти результаты могут во многом быть перенесены на человека. В человеческом геноме подавляющее большинство обнаруженных энхансеров имеет похожие аналоги.