twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Олег Катренко: Любой урок можно превратить в увлекательное действо

Олег Катренко, абсолютный победитель всероссийского конкурса "Педагогический дебют – 2013", убежден, что при помощи метода исторической реконструкции любой урок можно превратить в увлекательное действо. Так он останется в памяти детей навсегда.

"Петербургский дневник": Олег Николаевич, вы собирались после окончания Томского госуниверситета заниматься наукой, но пришли работать в школу. Почему?

Олег Катренко: И даже начал заниматься. Собст­венно, в Петербург я приехал обучаться в аспирантуре Европейского университета и Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН. Правда, параллельно обучению работал в школе №5 города Всеволожска. Так что педагогическая деятельность была мне не в новинку. Так получилось, что через год я ушел из аспирантуры и окончательно посвятил себя школьной жизни уже в школе №340 Невского района. Замечу, что школу я не выбирал. Просто здесь, поскольку я единственный учитель истории и обществознания, предложили большую нагрузку. Но своим выбором я доволен.

"Петербургский дневник": Вы в школе работаете третий год и уже стали победителем всероссийского конкурса. Как решились участвовать? Ведь это колоссальное напряжение и стресс. 

Олег Катренко: На мой взгляд, именно в этом состоянии полной мобилизации физических и интеллектуальных сил и есть главная притягательность любого конкурса. В повседневной практике этого драйва не получишь, а он необходим. Учитель – профессия эмоциональная, поэтому в ней важны такие сильные и положительные переживания. Кроме того, конкурс – это разнообразие: новые люди, новые этапы. Участие в нем – это непременно обучение чему-то новому. Например, та же подготовка к открытому занятию. Ты вроде уже и знаешь многое, но в то же время в процессе подготовки в тебе самом откроется то одна грань, то другая. Это развивает и обогащает. 

Еще одно любопытное наблюдение касается того, что ты словно познаешь свои возможности, узнаешь о собственных скрытых ресурсах. Иногда кажется: нет, с этим ты не справишься, но проходит время, и ты понимаешь, что вполне способен преодолеть трудности. Поэтому я сторонник участия в конкурсах любого уровня. Это и опыт общения с коллегами из других городов, и разные профили, и новые друзья, и новые возможности для проведения уроков, например трансляция уроков из других регионов. Так что в конкурсных мероприятиях заложен большой потенциал. 

"Петербургский дневник": Что вы предложили вниманию жюри?

Олег Катренко: Конкурс "Педагогический дебют" состоял из двух этапов. На первом нужно было представить эссе "Как я пришел к профессии учителя" и проект, связанный с патриотическим или экологическим воспитанием. А на втором – рассказать о своей инициативе в образовании, провести открытое занятие с незнакомыми ребятами при участии жюри, а также выделить какую-либо проблему в образовании и предложить пути ее решения. 

"Петербургский дневник": И какой была ваша инициатива?

Олег Катренко: Клуб исторической реконструкции. Он недавно создан в нашей школе, но уже успешно работает. Он помогает нам проводить уроки в виде игры, где используются любые наглядные материалы. Например, у нас строятся макеты древнерусских деревень, полей сражений, замков, а дети выступают в роли графов, герцогов, крестьян, солдат и т.д. 

"Петербургский дневник": Вы используете метод исторической реконструкции. Почему решили именно так проводить уроки?

Олег Катренко: Обидно стало за историю. С чем в сознании ребенка ассоциируется история? Правильно. С именами и датами – и все. А образов нет. Образов самой эпохи, понимания того, как люди тогда выглядели, как и что говорили, как одевались. Я убежден, что этот образ можно сформировать, только если позволить детям взглянуть на это во­очию. Тем более что у ребят 5-6-х классов вообще развито образное мышление. Есть большая разница, если я буду рассказывать о каком-то историческом событии или если я им его покажу, да еще они сами станут его участниками. 

Когда дети примеряют на себя роль исторического персонажа, то сразу появляется интерес к той или иной эпохе. 

А работа с картой. Это же вообще самое скучное занятие на истории! Да, дети выполнят домашнее задание, что-то нарисуют в контурной карте, но уже к 8-му классу ничего не вспомнят. Почему? Потому что образа не сложилось. Поэтому мы разворачиваем карту на общем столе, который у нас называется реконструкционным, и на ней расставляем крестьян, солдатиков, лошадей, учимся прокладывать путь, располагаем определенные знаки. Причем часть реквизита дети делают сами. Это похоже на кукольную игру. Как мне сказал один из членов жюри: раньше можно было только мечтать дать поиграть ребенку на уроке, а вы даете возможность играть да еще с целью что-то узнать. 

"Петербургский дневник": Нет сомнения, что 5-7-е классы в восторге от занятий, а старшие?

Олег Катренко: И старшие тоже. Им, кстати сказать, очень интересна тема Великой Отечественной войны. Конечно, это не такая активная игра, как у 5-х классов, но очень наглядное действие. Ребята могут, к примеру, представить себя маршалом Жуковым и продумать стратегию наступления или отступления. Именно ребенок в роли маршала предлагает варианты боевых позиций, решает, что идет вперед: пехота или танки. Так процесс обучения происходит незаметно для ребенка, потому что он сам во многом приходит к тому или иному выводу. Я лишь выступаю в роли направляющего: усложняю задачу, задаю вектор, а ребенок сам находит ответы. 

"Петербургский дневник": Чувствуете заинтересованность детей?

Олег Катренко: Еще бы! Они настолько заинтересовались, что теперь хотят перенес­ти реконструкцию и в виртуальный мир, поэтому я сейчас активно изучаю 3D-реконструкции. 

"Петербургский дневник": А случаются у вас на уроке открытия?

Олег Катренко: Постоянно. Но они скорее психологического характера. Например, был в классе слабенький ученик: ничего не запоминал на уроках истории, крутился, других от­влекал. 

Я тогда только вводил элементы реконструкции и решил попробовать включить его в работу. Когда разложили реконструкционный стол, он оказался первым человеком, который зажегся идеей строить дома. Причем с таким энтузиазмом взялся за дело, что увлек других. По итогам работы выяснилось, что ребенок взял управление на себя и все его слушались, потому что он все понял и всех организовал. А я для себя взял на заметку, что это человек идеи, писать на уроке – это не для него, ему нужно каждый раз подкидывать новую идею, которую можно прак­тически реализовать. 

"Петербургский дневник": Вы – молодой и перспективный специалист. Почему выбрали школу?

Олег Катренко: Потому что я шел в школу именно для того, чтобы работать с детьми, хотел делиться с ними тем, что имею, передавать знания. С детьми каждый день не похож на другой. Всегда хочется искать новые формы обучения. Работа с детьми дает движение, динамику. Даже несмотря на то что из года в год в 5-м классе даешь один и тот же материал, ни один из дней не повторяется. 

"Петербургский дневник": Какой исторический период вам как учителю истории интересен более всего и почему?

Олег Катренко: Самым интересным для меня периодом является Древняя Русь. С детства мне нравилось читать литературу, связанную с русским средневековьем. В этом же периоде, наверное, и хотелось бы жить (ну, конечно, не холопом).

Почему именно этот период, точно сказать сложно. Наверное, прежде всего из-за интереса ко всему старинному. Интересно читать летописи и окунаться в ту далекую эпоху с присущей ей атмо­сферой: князья, дружинники, замки, бои, монахи, монастыри и т.д. 

"Петербургский дневник": А помимо истории чем увлекаетесь?

Олег Катренко: Археологией. Люблю выращивать комнатные цветы. Изучаю программирование. 

"Петербургский дневник": И, конечно, нельзя не спросить о планах на будущее.

Олег Катренко: Буду участвовать в конкурсах. Собираюсь продолжать открывать новые области в себе, идти по пути саморазвития, самосовершенствования. Буду продолжать работать над кандидатской диссертацией. В общем, планов много, хватало бы времени.

  • Текст
  • Наталья Алексютина