twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Гордон раскритиковал фильм "Мама, я люблю тебя" на Петербургском кинофестивале

Санкт-Петербург, 18 сентября. Секция СПМКФ-2013 "Пикировка", название которой указывает на наличие острой проблематики, содержащейся в картинах-участницах, оправдала свое предназначение. Александр Гордон, знаменитый российский радио- и телеведущий, актер и режиссер, известный своими хлесткими высказываниями и умением четко обозначить точки над "i", сумел не только "разбудить" в петербуржцах желание высказаться, но и провел своеобразный ликбез для многочисленной аудитории Петербургского международного кинофестиваля. Субъектом горячей полемики стала лента латвийского сценариста и режиссера Яниса Нордса "Мама, я люблю тебя".

С каждым кадром – все больше вопросов

Это назидательная почти басня о том, что врут все. Подсчитано, что средний европеец, если он мужчина, врет 6-7 раз в день, а женщины – в два раза чаще. Отношения с внешним миром у человека возникают только тогда, когда он с ним нечестен. В фильме три раза была сказана правда, и всякий раз герой только получал затрещины, причем, последний раз – от друга, и конкретно в лоб. Чем больше  возраст, тем легче врать, но если мы привыкли к нечестности, то почему режиссер выбрал такой нежный возраст? Это кино-переживание в том смысле, что ври-не ври, будет одно и тоже. При этом чаще всего мы не хотим обижать себя и маскируем это под вежливое желание быть хорошим со всеми.

В картине названы очень многие вещи: мать-одиночка, отчаявшаяся настолько, что готова бегать на ночные свидания, ничего не сказав сыну, мать и сын, которые жили в разлуке, потому что упоминается некая бабушка. При этом мать работает на двух работах: одна смешная, другая еще смешнее, то есть с карьерой не сложилось. Но семья довольно благополучная. "Почему саксофон за 120 лат для них – дорогой подарок, я из фильма так и не понял. И вот этих "почему?" с каждым кадром накапливается все больше и больше", - говорит Гордон.

"Преступление и наказание" по-латышски

Режиссер, он же сценарист Янис Нордс снял абсолютно авторское кино. По мнению Александра Гордона, картина "Мама, я люблю тебя" вышла милой, слабой и безвредной. Но это не все. В картине есть одно утверждение: жить без лжи трудно, жить без лжи почти невозможно. И если даже на самом примитивном уровне ты начинаешь отказываться от лжи, то получаешь по полной.

Готов ты жить не во лжи, получая по полной – живи, не готов – смирись! Кто этого не знал? Неужели  до фильма не было ни Евангелия, ни Льва Толстого? Другой вопрос, который поставлен кокетливо и очень по-латышски: совесть. Наказание приходит не из реального мира – это не "мама шлепнула" или "из школы выгнали". Наказание приходит в другом виде, совершенно невыносимом. Оно живет с тобой, так же как ложь, которую ты совершаешь, всю жизнь. И будет преследовать, потому что невозможно убежать от совести.

О "невредном" кино, которое бесполезно, или Как отличить хороший фильм от плохого

Неясное высказывание – это слабость автора. Автор скрылся за полудокументальной камерой, и за европейской манерой повествования – здесь ничего не происходит и даже сюжет "притянут за уши". Скрылся за актерами, которые ничего не играют, у них нет эмоций ни во взгляде, ни в пластике, ни в голосе.

Поскольку высказывание не ясно, у зрителей возникает громадное количество интерпретаций. И здесь появляется вопрос, который есть всегда, когда я смотрю не злое, не вредное, но бесполезное кино: зачем такое кино нужно? Чтобы убедить аудиторию, в произведение нужно вложить хотя бы часть своей души. Неясность, отсутствие темперамента, "прозрачные" глаза главных героев - все это порождает необязательность зрелища.

Вспомним "Войну и мир" Толстого. Все предельно ясно выражено. И философские высказывания после каждой главы никто не читал. А это самое важно в "Войне и мире". Потому что все остальное для автора – повод поговорить о главном. И он тут истовый, и попробуйте трактовать писателя по-другому! Нет! Толстой что хотел сказать, то сказал, и здесь нет места интерпретациям. Вы не можете населять хорошее кино своими смыслами, потому что это значит, что кино не состоялось.

Россия, Европа, Америка… и эмоции, которых не было

Российское и американское кино – это братья-близнецы. Потому что и в том, и в другом нужно рассказать историю. Это сюжет, который обязательно присутствует. Европейское (прибалтийское) кино отличается тем, что в нем не важно, что произошло. Там колоссальное значение приобретает взаимосвязь героев – кто, кому, кем приходится. При этом давайте учтем знаменитый прибалтийский темперамент. И что мы видим? Это актеры, которых нет. Это эмоции, которых нет. Все проговаривается, но ничего не проживается. Все проговаривается для того, чтобы зрители, сидя в зале, могли за актеров эти эмоции прожить. Увлеченность внутренним сюжетом наступает тогда, когда мы принимаем или не принимаем изображенные архитипы. Всякое кино, всякое искусство тогда только искусство, когда в нем есть узнавание. В хорошем кино вы всегда можете спроецировать то, что видите, на себя, на свою жизнь.

Продолжение следует

В отличие от конкурсной программы, главным принципом формирования "Пикировки" является резонанс. В первую очередь отбирались картины, вызвавшие острую полемику на фестивалях, хотя награды также учитывались. При этом особое внимание обращалось на уникальность заявленной проблемы и оригинальность работы. Благодаря своим фильмам (в этом году их 7) "Пикировка" способна побороться за звание самой популярной секции, а картины из Сербии и Болгарии создадут своеобразный мост между СПМКФ-2013 и нашей Программой "Кино балканских стран", представленной в мае текущего года.

  • Текст
  • Маргарита Платова